Павел Калягин
Йога ашрам > Blog Page > Без рубрики > Определение доминирующего элемента в дыхании

Определение доминирующего элемента в дыхании

Каждому элементу присущи свои форма, цвет, вкус, направление, продолжительность в дыхании. Опытный практик может определить доминирующий элемент, анализируя свои ощущения. Благодаря этому он приводит элементы в гармонию.

Методы анализа тонких ощущений (танматр)

Вслушиваясь в тонкие ощущения, йогин определяет, какая таттва доминирует:

~ тонкий запах соответствует элементу земли;

~ тонкий вкус соответствует элементу воды;

~ тонкое видение соответствует элементу огня;

~ тонкие осязательные ощущения соответствуют элементу ветра;

~ тонкие звуки в теле соответствуют элементу пространства.

Метод шанмукхи-мудра (закрытие шести врат)
или наумукхи-мудра (закрытие девяти врат)

«Когда кто-либо смотрит точку знания элементов откроется ему как цвета: желтый, белый, красный, темно-синий, смешанный».

«Шива Свародайя» (150 – 151)

«Вода – белая, земля – желтая, огонь – красный, воздух – темно-синий, эфир имеет все цвета».

«Шива Свародайя» (155)

1. Сделайте шанмукхи-мудру: закройте уши большими пальцами рук, глаза – обеими указательными пальцами, ноздри – средними пальцами, верхнюю губу – безымянными и нижнюю губу – мизинцами. Но пальцы не должны давить.

2. Анализируйте цвета и видения, которые всплывают на умственном экране (чит-акаше).

Увидеть желто-золотой куб, ощутить сладкий вкус означает, что в теле доминирует прана земли.

Увидеть белый полумесяц, ощутить вяжущий вкус – доминирует прана воды.

Увидеть красный треугольник, ощутить жгучий острый вкус во рту – доминирует прана огня.

Зеленый круг и ощущение кислого указывает на то, что доминирует прана воздуха.

Увидеть цветные точки и во рту ощутить горькое – доминирует прана элемента пространства.

 

Наблюдение элементов
с помощью дыхания на зеркало

Нужно взять чистое зеркало и поднести к ноздре, которая открыта, сделать обычный выдох. Проявившийся испаряющийся след на зеркале укажет на доминирующий элемент.

svaraПространство

Ветер

 

Огонь

Вода

 

Земля

 

Анализ активного дыхания в ноздрях

«Если дыхание проходит по центральной части активной (дышащей) ноздри, то оно обладает качеством земли, если по нижней части – воды, если по центру – огня, если оно движется по наклонной, по сторонам – воздуха, если течет кругами – эфира».

«Шива Свародайя» (154)

В этом методе исследуется течение воздуха по активной ноздре.

Время действия каждой таттвы и типы дыхания

Поскольку элементы связаны с чакрами, которые образованы переплетением тонких нади в разные фигуры, то дыхание имеет форму, которую можно определить с помощью зеркала.

Во время действия иды и пингалы пять элементов проявляются по отдельности. Каждый час, когда действует ида, и следующий во время пингалы, пять таттв проявляются в таком порядке: воздух, огонь, земля, вода.

1. Элемент земли – 20 минут, дыхание медленное, теплое, сопровождается глубоким вздохом из центра груди, активна муладхара-чакра.

2. Элемент воды – время действия около 16 минут. Дыхание быстрое, с шумным вздохом, ощущается как холодный поток.

3. Элемент огня – время действия около 12 минут. Ощущается как очень горячее дыхание.

4. Элемент воздуха – длится около 8 минут, дыхание ощущается либо горячим, либо холодным.

5. Элемент пространства – длится около 4 минут. Обладает всеми качествами других элементов.

Поток дыхания (свара) каждый час меняется на другую ноздрю.

Длина дыхания и действие элемента

При элементе земли дыхание выходит на двенадцать пальцев.

При элементе воды дыхание выходит на шестнадцать пальцев.

При элементе огня дыхание выходит на четыре пальца.

При элементе воздуха дыхание выходит на восемь пальцев.

При элементе пространства дыхание выходит на  двадцать пальцев.

Дыхание и обретение сиддхи

Глубина погруженности в естественное состояние прямо проявляется в уменьшении длины активного свара-дыхания.

Норма для обычного человека составляет: вдох – десять пальцев, выдох – двенадцать пальцев.

Время, когда происходит увеличение свара-дыхания:

~ еда – до восемнадцати пальцев,

~ ходьба – до двадцати пальцев,

~ бег – до сорока двух пальцев,

~ сексуальный контакт – до шестидесяти пальцев,

~ сон – до ста пальцев.

Снижение длины дыхания и сиддхи

1. Уменьшение на 12 пальцев – йогин полностью сливается с праной, беря под контроль все элементы, становится бессмертным, не нуждается в еде.

2. Уменьшение активного свара-дыхания до 11 пальцев дает способность контроля над физическим дыханием в легких.

3. Уменьшение до 10 пальцев – достигается постоянная безмятежность ума.

4. Уменьшение до 9 пальцев – йогин обретает таланты писать музыку и стихи.

5. Уменьшение до 8 пальцев – речь становится выразительной, голос звучным.

6. Уменьшение до 7 пальцев – улучшается зрение, открывается ясновидение.

7. Уменьшение до 6 пальцев – тело йогина обретает легкость, достигается левитация.

8. Уменьшение до 5 пальцев – обретается способность мгновенно перемещаться в пространстве.

9. Уменьшение до 4 пальцев – обретаются восемь сиддхи.

10. Уменьшение до 3 пальцев – обретаются девять ниддхи (девять сокровищ, скрытых в земле).

11. Уменьшение до 2 пальцев – йогин может проявляться во множестве иллюзорных тел.

12. Уменьшение до 1 пальца – тело йогина не отбрасывает тени.

Действие элементов и духовные опыты

Сочетая течение элементов, йогин может гармонично двигаться в мире и добиваться своих целей.

Когда в уме йогина преобладает движение потока элемента пространства, ум йогина погружен в Пустоту без качеств. Если этот поток проявляется во время активности сушумны, йогин может сделать прорыв к Просветлению и войти в самадхи.

Когда активна земля, полезно заниматься долгосрочными практиками. Доминирование воды дает сиюминутный успех, огонь влияния не оказывает, а если активна пингала – является разрушающим.

«Когда силен элемент земли, следует делать дела, стабильный результат, когда вода – дающие сиюминутный результат, когда огонь – активные грубые действия, когда воздух – разрушающие и уничтожающие. Во время пространства не нужно делать ничего кроме йоги, все другие действия бесполезны».

«Шива Свародайя» (160 – 161)

«Земля и вода дают успех, огонь приносит смерть, воздух – разрушения или утрату, а акаша всегда бесплодна, так знают сведущие в таттве».

«Шива Свародайя»

«Земля дает мирской успех, вода – сиюминутную выгоду, воздух и огонь – разрушают, пространство все делает безрезультатным».

«Шива Свародайя» (163)

«В состоянии земли приходят мысли о корнях и основе, в воде и ветре – заботы о жизненных событиях, в огне – о составных элементах тела, в пространстве – Пустота и отсутствие забот».

«Шива Свародайя» (180)

Элементы и стороны света

Зная направление элементов, можно менять свою судьбу, состояние ума и праны с помощью путешествий или смены места обитания. Ориентируясь или двигаясь в определенном направлении, йогин активизирует элемент этого направления: земля – восток-запад; вода – запад-восток; огонь – юг; воздух – северное направление; пространство – промежуточные углы.

Примечания

1 Согласно подходу йога-тантры, йогин, достигший высокой реализации, является многомерным духовным существом, действующим одновременно на нескольких планах: физическом, тонком и духовном, пребывая одновременно за их пределами. В связи с этим сложился особый стиль описания биографий Мастеров, где выделяются одновременно три биографических линии: внешняя, т.е. социальное лицо в обычном мире; внутренняя, отражающая духовную жизнь и взаимодействие с божественными существами других измерений; тайная (эзотерическая), отражающая аспекты Бытия в «чистом видении».

Так, Мастер-сиддх может, согласно внешней биографии быть похож на обычного человека, во внутренней биографии быть великим адептом Учения, почитаемым богами и людьми, или инкарнацией какого-либо святого-йогина, в тайной биографии быть воплощением какого-либо божества, нисшедшим в мир людей с определенной миссией. Как правило, внутренняя и тайная биографии не предаются огласке или сообщаются узкому кругу учеников, делящих самайи. Можно сказать, что внешняя биография человека является лишь малой частью, описывающей проявления йогина в материальном мире.

Будучи свободными от законов сансары, сиддхи были многомерными существами, одновременно пребывая в нескольких телах в различных измерениях, и понимание их проявлений зависит от ясности ума тех, кто их воспринимает.

2 Сияние, движение и инертность – саттва, раджас и тамас.

3 Шакти, Великая Мать, Мула Пракрити.

4 Органы действия – карма-индрии (санскр.).

5 Органы чувств – джняна-индрии (санскр.).

6 Самьяма – медитативная погруженность, выполняемая  йогином для достижени сиддхи: концентрация-медитация-самадхи. Самьяма являетя главным способом для овладения контролем над элементами.

Тело Света – Пранава-дехам.