Павел Калягин
Йога ашрам > Чакры и Нади. Сеть каналов (Нади).

Чакры и Нади. Сеть каналов (Нади).

ЧАКРЫ и НАДИ.
Учение о чакрах и нади достаточно древнее. Например классификация чакр и перечисление нади приводится в Дхьянабинду Упанишаде :

ЧакрыСлово “чакра” (“чакрам”) в переводе с санскрита означает буквально “колесо, круг”. Чакры выделяются в теле как сфероидные излучающие энергию образования, от которых отходят лепестки — ближайшие к ним участки энергетических каналов. Чакры обладают многими свойствами.

Древнеиндийская традиция связывает функционирование
чакр во множестве разных планов, построенных в основном на принципе соответствия макро- и микрокосма. С чакрами связывают особые свойства человеческой личности и поведения, т е. положительные и отрицательные свойства характера, активизацию тех или иных органов чувств.3XckI9-yGjo

Все чакры, за исключением муладхары, имеют поверхность (кшетрам) и основание (адхара). Чакра-кшетрам — внешняя поверхность чакры лепестками наружу, проекция каналов чакры в физическом теле. Субъективно в теле кшетрамы находятся сразу под кожей на глубине 2-3 см. Основание чакры (адхара) непосредственно примыкает к центральному каналу.

Месторасположение кшетрамов чакр:

~ свадхистаны — перед лобковой костью,

~ манипуры — пупок,

~ анахаты — центр груди,

~ вишуддхи — горловая ямка,

~ аджны — межбровье.

При концентрации на кшетрам энергия соответствующего элемента растекается по всему телу, от ног до макушки.Концентрация на кшетрам применяется для очищения каналов чакр и контроля элементов. Концентрация на основании чакры (адхаре), ближе к сушумне, служит для ввода праны в центральный канал.
Наиболее известны 7 чакр:

~ чакра муладхара,
~ чакра свадхистана,

~ чакра манипура,

~ чакра анахата,

~ чакра вишуддха,

~ чакра аджна,
~  чакра сахасрара.

Связи между чакрами
Пробуждение муладхары и аджны связано между собой.
Мула-бандха, открывая муладхару, дает переживание энергии в межбровье (в аджна-чакре). Концентрация на кончик носа (насикагра-дришти), шамбхави-мудра (бхрумадья-дришти) дают опыт пробуждения в муладхаре. Концентрация на манипура-чакре также влияет на пробуждение энергии в муладхаре.
Концентрация на свадхистана-чакре увеличивает количество нектара, стекающего из сома-чакры.
Вишуддха, бинду и лалана-чакра также связаны. Пробуждение вишуддхи одновременно открывает бинду и лалану.

НАДИ (санскр. , «канал», «трубка») — система каналов, по которым в соответствии с представлениями Йоги и Тантры движется жизненная энергия (прана, Ци). Система нади подобна принципу меридианов в Традиционной Китайской медицине. Слово «нади», вероятно, происходит от корня nad «движение», «стимул», «колебание».

uroborosЭнергия движется в теле, протекая по каналам.  Грубые каналы — это кровеносные сосуды, вены, артерии, капилляры и нервы, лимфатические протоки. Они очищаются физическими крийями.
Тонкие каналы (пранаваха-нади) — каналы энергетического тела (пранамайя-коша), по которым циркулирует грубая прана. Они очищаются пранаямами, асанами, мудрами.
Сверхтонкие каналы (манаваха-нади) — находятся в астральном теле (маномайя-коша). Очищаются визуализациями, ритуалами и медитациями. Эти каналы доступны лишь тем, кто может проникать в астральное тело. Каналы можно уподобить сети световодов, по которым распространяется энергия света, присущая сознанию. Если сеть повреждена или закупорена, то свет не проникает.

В йоге особенно важны три канала: ида, пингала и сушумна. Обычно сушумна у людей не пробуждена, а прана активно течет по боковым каналам. В центральном канале содержится тончайшая прана недвойственного света. Первоначальной задачей практика в Кундалини-йоге является очищение сети каналов, открытие чакр, развязывание узлов и перенаправление энергии из боковых каналов в центральный канал. Когда ветры собираются в центральном канале, ум йогина полностью освобождается от иллюзии двойственности и становится неподвластным рождению и смерти.

При рождении человека первым появляется центральный канал, затем, выйдя из него, праны образуют зачатки элементов физического тела. При введении ветров в сушумну происходит возврат энергий нашего «я», увязших в сансаре. Когда ветры поступают в центральный канал, йогин автоматически входит в естественное состояние, открывает Природу Ума.

Прана всегда следует за умом. Если йогин концентрирует ум на точке в теле или чакре, то прана собирается там. Практикуя Шат-чакра-йогу, йогин тренируется силой воли собирать прану в энергетических центрах с целью развязывания узлов в нади и выплавления сущностных капель (бинду), находящихся в теле. Развязывание узлов в нади и расплавление капель вводит энергию в центральный канал и освобождает сознание йогина от влияния прошлых карм, даруя Освобождение.   
По некоторым источникам
канал Ида начинается, слева от позвоночника, проходит вдоль него и заканчивается у левой ноздри. Канал Пингала начинается справа от позвоночника, проходит вдоль него до правой ноздри. Согласно другим теориям эти каналы проходят по спирали и пересекаются в местах расположения чакр. Согласно представлениям индуизма, йоги: канал Ида относится к женскому типу, а Пингала к мужскому типу энергии.

Сушумна — главный канал, которому подчинены все другие. Он начинается в муладхара чакре в районе копчика, проходит вдоль позвоночного столба, пронизывает полость в основании черепа (талу) и заканчивается в сахасрара чакре на макушке головы
В районе сахасрары центральный канал разделяется на две ветви: переднюю, проходящую через
аджна чакру до брахмарандры, и заднюю, идущую через затылок к брахмарандре.

Оставаясь в месте для практики, узнав как направить ветер в сушумну и заставив прану течь, йогин удерживает ее в брахмарандре (самой верхней части макушки), центре высшего Просветления. Когда энергия Кундалини пробуждена, она, поднявшись по сушумне, пронизывает чакры, насыщая мозг. Конечная точка, где энергия должна останавливаться — это макушка головы (брахмарандра), в ней должна находиться энергия Кундалини. Истинный йогин должен поднять красную каплю до брахмарандры и опустить белую каплю до кончика полового органа. До тех пор, пока энергия Кундалини остается в брахмарандре, йогин находится в самадхи.

Брахмарандра называется «отверстием Брахмана» или «десятой дверью» (дашамдвара). Когда йогин оставляет тело, он выводит свои праны через брахмарандру, такой способ Освобождения называется «освобождение в одном черепе» (капала-мокша). Все другие нади связаны с сердцем и выходят из центра груди, только сушумна-нади выходит наружу, пронизывая голову, поэтому, когда йогин оставляет тело через брахмарандру, он достигает бессмертия.

Внутри огненно-красного канала есть светящаяся ваджра-нади, по которой движется Кундалини тонкого тела. Она имеет качество элемента ветра. Ее природа — раджасическая, солнечная.

«Внутри сушумны есть читрини-нади, в ней тончайший из всех проходов, называемый брахмарандра. Сверкающая пятью цветами, движущаяся в центре сушумны, эта читрини — самая жизненная сердцевина и всего тела и сушумны».  Йогин должен выполнять практики очищения нади.

МУЛАДХАРА – местопребывание Кундалини в копчике, самом нижнем позвонке. Символически – это лотос с четырьмя лепестками.
СВАДХИСТАНА – энергетический центр над половыми органами. Символически обозначается лотосом с шестью лепестками.
МАНИПУРА – центр в области пупка; лотос с десятью лепестками.
АНАХАТА – чакра сердца; лотос с двенадцатью лепестками.
ВИШУДДХА – чакра, расположенная в области щитовидной железы; лотос с шестнадцатью лепестками.
АДЖНА – чакра в центре лба между бровями. Символически обозначается лотосом с двумя лепестками.
САХАСРАРА – Вишну, местонахождение положительного полюса на макушке головы. Обозначается цветком лотоса с одной тысячью лепестков.
НИРВИНА – чакра над головой, находящаяся в восьми сантиметрах от макушки. Эта восьмая чакра является самой важной, так как представляет бессмертную душу человека. Но для простоты изложения учения, в школах для начинающих садхаков объединяют две высших чакры в одну, называют ее там Сахасрара.1

2

3

Screenshot_3

 

Сеть каналов (Нади).

Сеть каналов (Нади).

В тонком теле находится разветвлённая сеть каналов, по которым протекает жизненная энергия (#прана). Эти каналы называются #нади. В нашем теле их огромное количество. В различных писаниях информация о количестве нади варьируется от 20.000 до 350.000 В #Шива_свародайе упоминаются 72.000 нади – аналогично уже цитировавшейся ранее #Шандилья_упанишаде. Согласно тантрическому трактату #Шива_самхита, существует 14 основных нади (переводится как: сосуд, канал, труба, проток, движение).

К категории нади можно также отнести акупунктурные #меридианы, сосуды кровеносной и лимфатической систем, нервные каналы. Современной медицине отлично известны нервные каналы, вены и артерии. Однако энергетические каналы (нади) далеко не всегда имеют физическую привязку к своему (био)носителю; по этой причине далеко не все из них доступны для обнаружения и наблюдению грубыми методами.

Этими каналами пронизано всё т.н. #тонкое_тело: «Нади, поднимаясь из муладхары, идут к различным частям тела: к языку, к половым органам, к анусу, к глазам, ногам, пальцам ног и рук, брюшным органам. Из этих нади выходят более мелкие ветви, так что постепенно их становится 350.000, и они располагаются на своих местах. Эти нади распространены по всему телу, они проводники ощущений, и они регулируют движение праны» [«Шива-самхита»]. Такие каналы – развитые или загрязнённые – в различной степени образуют своеобразный кармо-энергетический портрет человека: «Эти нади – семена тайны и источники всех принципов, образующих человека» [«Шива-самхита»].

Нади могут быть наполнены в различной степени и, соответственно, функционировать по-разному. Если какие-то нади в течение долгого времени не используются, то они “пересыхают” также, как зарастают неиспользуемые мелиоративные каналы. То есть из-за поступков или мыслей, имеющих негативные последствия, например, из-за похоти или агрессии, в каналах формируются блоки, мешающие свободному прохождению энергии, она уже не может подниматься по этим каналам вверх. Блоки в энергетических каналах сразу проецируются на состояние физического тела и ощущаются как закрепощения в определённых зонах.

Задача йоги – очистить энергетические каналы при помощи различных комплексных практик, тем самым расчистив путь энергии наверх (вдоль позвоночного столба); далее же – трансформировать данную энергию, органично подняв её вверх. Стоит также отметить, что очищение энергетических каналов, как правило, сопровождается достаточно неприятными ощущениями.

Сушумна-нади (центральный канал)

Сушумна-нади (центральный канал)Центральный канал называется Сушумна-нади. Через него проходит Кундалини, чтобы затем пройти через область родничковой кости (Брахмарандхру) и соединиться с энергией Всепроникающей Божественной Любви. Сушумна-нади – это канал настоящего, только тот человек, Кундалини которого поднялось по этому каналу, может объективно воспринимать реальность, находясь в состоянии непривязанного свидетеля, в постоянной связи с Богом.

Центральный канал (“Сушумна Нади” на санскрите) также называется Срединным путем. Он начинается в месте расположения Кундалини и проходит вдоль спинного мозга. Этот канал проявляется в человеке как парасимпатическая нервная система и управляет активностью, которую мы не можем сознательно контролировать. Сердце бьется, легкие наполняются воздухом, кровеносная система несет кислород к органам, наш ум рождает мысли – все эти сложные функции не под силу выполнить тысячам компьютеров. Это происходит вне зависимости от того, где наше внимание, нет необходимости в сознательном руководстве и контроле.

Качества центрального канала

Деятельность, которой управляет парасимпатическая нервная система, протекает спонтанно. Это происходит естественно, без усилий со стороны человека. Подъем Кундалини и Ее работа, также как и другая духовная работа – спонтанны. Парасимпатическая природа Срединного пути заключается в том, что Кундалини выше нашей воли или контроля. Вот почему Шри Матаджи должна выступать в качестве катализатора для пробуждения Кундалини.

Когда центральный канал развит, мы действуем интуитивно верно, и наши действия всегда направлены на благо как нас самих, так и всего человечества в целом.

Проблемы центрального канала

Центральный канал отвечает не за прошлое или будущее, а за настоящее. Как правило, центральный канал прерван на уровне третьей чакры (наби). Место этого разрыва еще называют океаном Иллюзий. Т.е. обычно люди действуют, руководствуясь либо своим прошлым (левый канал), либо своими мыслями (правый канал). Действовать, руководствуясь центральным каналом, можно только после получения самореализации.

Можно сказать, что все основные проблемы образуются от того, что люди не используют возможности центрального канала. Решения, которые мы принимаем, диктуются либо нашим умом, либо нашими стериотипами и опытом. Подобные решения могут быть как верными, так и неверными. Ум может нас обманывать, а опыт – ограничивать. Центральный канал позволяет выйти за эти узкие рамки.

Решение проблем центрального канала

Кундалини, пробуждающаяся при самореализации, заполняет своей энергией океан Иллюзий, позволяя нам пересечь его.

Поднимаясь по центральному каналу, Кундалини автоматически балансирует все чакры, решая также проблемы левого и правого каналов. Когда наша Кундалини пробуждается, проходит по центральному каналу и пересекает родничковую область, мы можем познать безграничный внутренний мир нашего тонкого тела. И это просветление, или самореализация, – лишь начало великого путешествия.

Ида и пингала

По обе стороны от спинного мозга проходят два нервных тока, или нади. Левый называется идой, правый — пингалой. Иногда их путают с правой и левой симпатическими цепями, однако в действительности они являются тонкими трубками, по которым течет прана. В иде движется [микрокосмическая] Луна, в пингале — Солнце. Ида охлаждает, пингала нагревает. Ида проходит через левую ноздрю, пингала — через правую. Дыхание один час течет через правую ноздрю, один — через левую. Когда дыхание течет через иду и пингалу, человек поглощен мирскими заботами. Когда включается сушумна, он умирает для мира и входит в самадхи. Йог изо всех сил старается направить прану по сушумна-нади, которую также называют брахма-нади. Слева от сушумны расположена ида, справа — пингала. Луна имеет тамасическую природу, Солнце —раджа-сическую. Яд — это Солнце, нектар — Луна. Ида и пингала указывают время. Сушумна поглощает время.

Итак ида и пингала проходя по обеим сторонам нашего тела, пересекаясь в энергетических центрах, опускаются в нижний центр – муладхару чакру и там сливаются с главным каналом – Сушумной. Проекция этой важной нади – центральный нервный ствол нашего позвоночника. Сушумна соединяет нижнию чакру с верхней – лотосным центром – Сахасрарой.

Сказано, что дыхание в правой ноздре горячее, а в левой ноздре – холодное. Энергия, которая течет в правой ноздре, повышает температуру в теле. Это – диссимиляция, центростремительная, ускоряющая энергия для органов тела. Энергия в левой ноздре имеет охлаждающий эффект. Это – ассимиляция, центробежная (выводящая) энергия и тормозящая для органов тела. Она увеличивает питание и силу.

Дыхание чередуется между двумя ноздрями. Нормальное дыхание чередуется приблизительно каждый час и пятьдесят минут. Такое действие имеет место только после того, как ученик достиг успеха в Пранаяме. Для обычного человека чередование варьируется в большой степени и  находится под влиянием неправильных привычек, неправильной диеты, болезни и других подобных причин. Все влияет на дыхание, отклоняя его от нормального потока. Когда дыхание в одной ноздре продолжается в течение периода более одного часа 50 минут, это признак расстройства, из-за избытка тепла или холода. Такое изменение дыхания нужно для поддержания равновесия температуры тела. Дыхание носом согревает воздух гораздо больше, чем ртом, из-за большей области, используемой в процессе дыхания.

Наука свара-йоги установила аналогичный процесс чередования и его связь с активацией правого и левого полушарий головного мозга. Мозг чередует характер своей активности с периодом от шестидесяти до девяноста минут, как это видно по деятельности ноздрей. Когда дыхание осуществляется через левую ноздрю, то это означает, что активными являются ида и правое полушарие мозга. Когда работает правая ноздря, то активны пингала и левое полушарие мозга.

Пингала представляет собой динамичный мужской принцип, а ида — пассивный женский принцип. Левое полушарие мозга работает на том же принципе, что и пингала. Оно логически и последовательно обрабатывает информацию и функционирует в соответствии с определенной временной последовательностью. Правое полушарие связано с интуицией, творческими способностями и ориентацией в пространстве. Когда обе ноздри работают одновременно, энергия передается от одного полушария к другому. Она проходит через тонкий мембранный слой между полушариями, называемый «корпус каллосум». В это время может функционировать весь мозг и восприятие не ограничивается одним из способов обработки ощущений.

Согласно свара-йоге во время активности иды вы должны выполнять спокойную работу и работу, требующую творческих способностей. Во время активности пингалы должна выполняться физическая работа, а во время активности сушумны наиболее подходящим и производительным видом деятельности являются йогические абхьяса и дхьяна.

Наше тело – миниатюрная копия Вселенной. Солнце и Луна так же, как они двигаются по северной и южной орбитам в Макромире, путешествуют в Микромире через Иду и Пингалу в течение дня и ночи. Луна, путешествующая в Иде, разбрызгивает свой нектар по всей системе; в то время как Солнце, путешествующее через Пингалу, высушивает всю систему. Встреча Солнца и Луны в Муладхаре (самый нижний жизненный центр) называется Амабасья или день Новой Луны. Близко к этому центру спит Кундалини (психическая энергия) в Адхаркунде. Если кто-то умом, находящимся под контролем, сможет поместить Луну в ее место, а Солнце в его место так, чтобы Луна была неспособна потерять свой нектар, а Солнце неспособно высушить его, в то время как нектар тела высушен огнем Свадхистхана чакры (второй центр тела), Кундалини пробудится сама.

На переменное дыхание воздействует слизистая мембрана в голове, которая становится горячей и припухшей со стороны, где воздух не течет. Мембрана находится в таком состоянии при каждом изменении дыхания от одной ноздри к другой. Последователи Свародайи утверждают, что могут вычислять точное время дня и определять характер событий по ритмичному напряжению носовой слизистой мембраны, которая по регулярности опухания действует как часы в совершенном теле.

С полуночи до полудня Прана течет в нервах и из-за этого нервная энергия наиболее активна в течение этого периода. С полудня до полночи прана течет в кровеносных сосудах, которые имеют, соответственно, большую силу в течение этого периода. В полдень и полночь эта энергия становится равной в обеих системах Нади. На закате Прана идет в кровеносных сосудах с полной силой, а на рассвете, она идет в позвоночнике в соответствии с курсом солнца (солнечный поток Пракья). Ещё одна из причин, почему мы выполняем практику Сурья-намаскар на восходе Солнца.

При совершенном здоровье есть баланс Праны в Нади. Это означает, что положительный и отрицательный потоки текут в правильном порядке и в определенных каналах. Действие Свободной Воли и некоторые другие силы изменяют характер местной Праны, в различной степени воздействуя на отрицательный и положительный поток. Характер этого потока – истинный признак совершенного учета Таттвических изменений в теле. Здоровье – результат этого баланса, а болезни – разрушение этого баланса. Йог делает усилие, чтобы привести эти потоки в порядок.

Дыхание более чем 24 часа одной ноздрей предупреждает человека, что болезнь рядом. Если это длится в течение более длительного периода времени, это означает, что болезнь серьезная. Если одна ноздря работала непрерывно в течение двух или трех дней, человек может ожидать сильную болезнь. Такое состояние вызвано тем фактом, что ганглия (нервный узел) какого-то специфического центра переутомляется, в результате дыхания, остающегося в этом центре в течение времени, больше нормального.

Есть пять важных нервных центров в спинном мозге, начиная с основания позвоночника: Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата и Вишудха. Чакры (центры) – транспортные средства специальных видов сознания. Характеристики энергии и функции каждого центра классифицируются так: Притхиви (Земля), Апа (Вода), Агни (Огонь), Вайю (Воздух), Акаша (Эфир). Хотя здесь дан перевод, он далек от того, чтобы быть понятым на Западе. Все пять центров влияют на дыхание, каждый воздействует на  поток в соответствие с привычками и действиями человека. В нормальном состоянии, полностью развитые, эти нервные токи заставляют дыхание течь 960 раз в час. С другой стороны, когда одна ноздря полностью закрыта, человек немедленно знает, что дыхание (нервный ток) находится в Притхиви (земной центр) или Муладхара Чакре.

Каждый из этих токов воздействует на элемент тела в соответствие с наиболее активным в это время центром. Если Прана движется в Апа (центр воды), это воздействует на жидкости тела; то же самое с другими центрами. Упражнения и методы Йоги используются для высвобождения движения Праны в этих центрах, развивая их чтобы проявить скрытую энергию. Каждая Чакра (центр) имеет заданное число важных Нади, которые называются лепестками. Отдельно от их физических функций, они также имеют определенный метафизический аспект, который Йог узнает по мере прогресса в своей практике.

Во сне без сновидений, Прана находится в кровеносных сосудах, в перикардии (околосердечая сумка) и в углублении сердца. Всякий раз, когда Прана возбуждена или находится в движении, воздействуя на Нади, проявляется обычное состояние сознания. Регулируемое движение Жизненного Воздуха (Праны) пробудит сверхсознание, свет, мудрость и ту скрытую энергию, которая наполнит все тело. Пять Пран возникают из активных элементов Акаши (Эфир), в то время как их элементы – Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна составляют то, что обозначено как Жизненный Мешок (Линга Шарира). В Прана Гопала Тапани-Упанишаде сказано: « Воздух, который один становится пятью при вхождении в мир и так проявляется в каждом теле.» Чтобы удержать активный феномен жизни хоть на момент, необходимо иметь контроль над этими энергиями.

Йог проверяет дыхание всегда во время особого действия, чтобы сделать свое усилие более эффективным. Если он практикует постоянно, то в конечном счете это действие становится автоматическим.

Всегда хорошо иметь знание Таттвы, которая течет в конкретный момент; ее присутствие имеет значительное влияние на результат действия в это время. Знание характера этого действия часто позволяет избежать или предотвратить болезнь и помогает поддерживать нормальное состояние здоровья.

Есть несколько простых методов, которые можно использовать в начале, чтобы изменить поток дыхания. Йог иногда включает желаемую ноздрю тряпочкой из хлопка. Другой легкий метод состоит в том, чтобы создать небольшое давление подмышкой со стороны ноздри, которую Вы хотите закрыть. Это можно выполнить, кладя подмышку на стул и надавливая сильно на нее. Если это давление удерживать в течение нескольких минут, дыхание начнет течь в противоположной ноздре. Другой эффективный метод состоит в том, чтобы управлять главным нервом большого пальца в лодыжке ноги со стороны с которой Вы хотите, чтобы дыхание текло. Еще один метод состоит в том, чтобы сидеть на полу и тянуть колено к положению, когда можно разместить его подмышкой, тогда при опоре на нее дыхание начнет течь в противоположной ноздре. Или Вы можете садиться на пол и нажимать плечом в стену, или давить на нерв под икрой ноги. Часто Йоги носят с собой короткий костыль, на который они могут опираться и таким образом в любой момент удерживать дыхание, текущее в определенной ноздре.

Непрерывной практикой можно изменить дыхание очень быстро. В большинстве случаев, десять минут будет достаточно. Йог обучается спать на левом боку так, чтобы еда, находящаяся в желудке могла бы полностью перевариться прежде, чем попадет в кишечник. Это объясняется фактом, что такое положение заставляет течь Пингалу (Солнечное Дыхание), которая помогает пищеварительному огню. Для приобретения психических сил, Йог сильно расчитывает на Солнечное Дыхание.