Павел Калягин
Йога ашрам > Непрерывное сознание и раскрытие четырех видов света.

Непрерывное сознание и раскрытие четырех видов света.

Вершина мастерства — высшие уровни практики

Высшие уровни практики включают:

 ~ способы усиления тепла (шуддхи-ушанам),

 ~ способы усиления блаженства,

 ~ способы углубления недвойственного созерцания,

 ~ способы углубления самадхи блаженства-Пустоты,

 ~ способы преодоления препятствий,

 ~ способы вводить прану в сушумну силой созерцания,

 ~ учение о созерцании вне усилий и настройке на импульс нисходящей силы Всевышнего Источника,

 ~ «большой ветер» — учение об использовании на пути желаний и клеш, именуемых «пять ядов».

 

   Непрерывное сознание

   Достижение непрерывающегося ночью сознания указывает на достижение успеха в самадхи Кундалини-йоги.

   Непрерывающееся сознание означает способность сознания не утрачивать тонкую ясность в созерцании во сне.

 

   Непрерывное сознание имеет следующие уровни углубления:

 ~ непрерывное осознавание во время бодрствования,

 ~ сохранение осознавания днем и ночью во сне со сновидениями,

 ~ сохранение осознавания днем, ночью во сне со сновидениями и во сне без сновидений,

 ~ непрерывное осознавание при восприятии света, подобного свету луны,

 ~ непрерывное осознавание, воспринимающее тонкое пространство красного цвета,

 ~ раскрытие во сне без сновидений тонкого черного света-пространства,

 ~ раскрытие во сне без сновидений исконного Ясного Света, подобного прозрачной пустоте неба.

 

   Наличие непрерывного сознания является главным критерием успешного самадхи во всех состояниях. От того, насколько осознан йогин в сновидениях и во сне без сновидений, зависит, освободится ли он в промежуточном состоянии, или его ум будет схвачен иллюзиями. Осознанность, непрерываемая ночью, подобна пропуску в бессмертие.

   Под «осознаванием» имеется в виду не человеческое обычное сознание и не обычная внимательность, развиваемая практиками наблюдения за телом и т.д., а созерцательное присутствие вне двойственности, распахнутое видение, подобное небу без границ.

   Даже когда осознавание проникло в сон без сновидений, очень важно добиться полной глубины его проникновения и открыть по очереди одно за другим четыре пустотных световых пространства:

 ~ тонкое белое пространство, подобное сияющему пространству неба, залитому лунным светом,

 ~ тонкое красное пространство, подобное оранжевому солнечному сиянию в пустом небе,

 ~ тонкое темное пространство-черноту, подобную пустотному небу в полной темноте,

 ~ тонкое прозрачное пустотное пространство Ясного Света, подобное чистейшему бесконечному пустому пространству неба, где нет облаков.

 

   Раскрытие этих световых пустот-пространств прямо зависит от того, насколько полно праны вошли в центральный канал, т.к. невозможно открыть глубокие уровни сознания света, если ветры не вошли в центральный канал.

 

   Углубление непрерывного созерцания.

Переживание этих видов света аналогично переживаниям в момент смерти, а значит тот, кто может раскрыть и удержать их во сне или в самадхи, обретает настолько широкое сознание, что оно не прервется в момент смерти.

   Раскрытие глубинных светов – пространств — главная практика высших ступеней Шакти-янтры. Йогин, способный раскрыть четыре пустотных пространства, растворяет грубые, тонкие и сверхтонкие двойственные состояния ума, которые, словно тучи, затмевают нерожденное исконное пространство Мудрости Ясного Света.

   Ясный Свет Исконной Мудрости[31] — пустотен, прозрачен, ясен как небо без облаков. Это предельное глубочайшее переживание, где исчезает любая двойственность. Это — совершенный Свет.

   Ниже переживания совершенного Ясного Света лежит способность быть в созерцании Пустоты во сне без сновидений без раскрытия четырех пространств. Это — малый Свет, возникающий, когда йогин, усердно практикуя днем, достигает самадхи. Тогда его созерцание не утрачивается ночью, и он не видит снов, а созерцает пространство Света-Пустоты.

   Медитируя, работая с пранами, практикуя йогу сна (йога-нидру), йогин должен научиться преодолевать сонливость ума или бессознательность и распознавать одно за другими четыре пустотных пространства света. Тот, кто не раскрыл четыре пространства, может быть осознанным только до неглубокого сна, т.е. сна со сновидениями. В это время сохраняется прозрачное состояние присутствия, хотя и возникают сны.

   Однако малый Свет не является истинной целью йогина, поскольку он имеет примеси двойственных мыслей. Он является основой для перехода к исконному нерожденному Свету.

   Лишь немногие йогины могут реализовать малый Свет, и очень редкие святые реализовывают исконный Ясный Свет.

   Когда йогин раскрыл исконное пространство Ясного Света, главная задача — уметь долго удерживать его в самадхи и объединять с повседневной жизнью после выхода из медитации, т.е. в йоге не-медитации.

   Йогин, искусный в практике удержания Ясного Света, может удерживать световые пространства в обратном порядке, т.е. сливаться сначала с черным пространством, потом с красным пространством, затем с белым пространством, затем проявляться в тонком иллюзорном теле и перерождаться по желанию, посылая каплю сознания в любой из миров. Таким образом, йогин, овладевший непрерывным сознанием, полностью контролирует процесс перерождения. Смерть для такого йогина будет его высшим Освобождением.

   В каком случае йогин может обрести непрерывное сознание ночью или в процессе перерождения? Если он может направлять и удерживать праны в центральном канале и раскрывать четыре основных пространства в дневной практике. Йогины среднего уровня с большим опытом могут раскрыть первые два вида световых пространства, однако третий и четвертый виды доступно раскрыть лишь великому Мастеру.

   Почему следует добиваться открытия высшего пространства Света? Поскольку только оно дарует растворение всех сансарных состояний и открывает подлинную недвойственность.

   Раскрытие исконного Света дает возможность сливать воедино Свет Сына и Великой Матери в великое пространство Света. Такое смешивание ведет к наивысшему, полному, окончательному Освобождению от сансары и дарует в качестве плода три совершенных тела, неотделимых от недвойственной природы (Джняна-дэха, Пранава-дэха, Шуддха-дэха).

  Знаки в сновидениях, указывающие на успех в практике:

 ~ видеть святых, богов и просветленных, отдельных от себя,

 ~ видеть святых, богов, пробужденных, как равных себе,

 ~ видеть себя в образе божества, не имеющего задней части, т.е. пустотным,

 ~ получать во сне передачу Учений, практик от святых,

 ~ видеть, как святые, божества или сиддхи делают подношения или высказывают почтение,

 ~ видеть себя голым (признак очищения),

 ~ видеть, как из тела выходят насекомые, змеи, скорпионы (признак очищения тела от болезненных пран),

 ~ видеть, что поднимаешься в гору, по лестнице в небо (признак глубокого становления на Путь Дхармы),

 ~ видеть себя верхом на благородных животных — львах и слонах (признак достижения начальной реализации),

 ~ видеть во сне духа, который улыбается и делает предсказание (признак пророческого сновидения).