Сколько видов существ во Вселенной
Я выражаю глубокое искреннее почтение Трём Сокровищам. С благоговением я преклоняюсь перед великим божественным Гуру, подобным кораблю, на котором ученик пересекает опасный океан существования, перед драгоценной Дхармой, что подобна дереву исполнения желаний, дарующему сладкие плоды Освобождения, перед святой Сангхой – мистическим пространством мандалы, собранием йогинов и йогинь, которые суть проявления божественного Света .
Да пребудут всегда с нами благословения Даттатрейи, линии передачи святых и сиддхов!
Ом Ом Ом Введение Взгляд, присущий Лайя-йоге – правилапа дришти, признает всё и проявленное и непроявленное. Природа Ума абсолютно пуста, однако всё в ней проявляется. Все энергии являются игрой, полностью чистой пробуждённой энергией высшего «Я». И реализация в Учении высших ступеней связана со способностью оперировать вселенскими энергиями, с обретением статуса Бога-Творца .
В связи с этим, а также, в связи с нынешним периодом возрождения в нашей стране ведической культуры, тема трактата «Многообразие живых существ во Вселенной», является актуальной. Актуальность темы подтверждает текст Гуру «Список тем для написания трактатов, рефератов и диссертаций» .
Целью работы является ознакомление и последующий сравнительный анализ четырёх классификаций живых существ Вселенной, представленных:
философией кашмирского шиваизма, буддийской космологией, ведической космологией, классификацией взятой из текста нашей традиции «Йога Васиштха» .
Типы существ в кашмирском шиваизме Согласно убеждениям кашмирского шиваизма, бесконечное Сознание, первоисточник всей жизни, проявляется как семь основных видов живых существ. Во всех семи видах существ, действует тончайшая жизненная сила – прана, вступающая в тесное взаимодействие с сознанием. Посредством праны, сознание может познавать и быть активным на всех уровнях развития живых существ .
Эти пять пран присутствуют в четырех состояниях сознания, известных как:
Джаграт: бодрствование Свапна: сон Сушупти: глубокий сон Турья: состояние само-раскрытия. Беспредельное сознание, внутри которого эти четыре возникают и исчезают, иногда считается пятым состоянием .
Турьятита .
Эти состояния и объясняют существование иерархии существ с присущими им разными формами жизни .
В первом состоянии праны – бодрствовании, тела и чувства физически активны, и прежде всего, сфокусированы на взаимодействии с окружающим миром. Тела, с их различными органами, чувствами и дыханием, используются в качестве инструментов поглощения и выброса .
Это самая материальная, конкретная форма существования. Две праны задействованы в функциях выброса и усвоения – прана и апана. Внутреннее состояние праны – свапна, сушупти и турья также могут присутствовать в бодрствующем состоянии .
Однако они для большинства мимолётны и не осознанны. Люди являются в основном, существами джаграт .
Второе состояние праны – сон (свапна). Это состояние существования духов, действующих исключительно в тонких телах. Эти сущности осуществляют процессы поглощения и выброса одной лишь мыслью. Считается, что все обитатели предков, богов, сверх-богов и т.д. принадлежат к этому миру снов. Жизнь существ в этом состоянии не так коротка и лишена индивидуальности. Этот вид существования во сне создан могущественным мышлением какого-нибудь сверх-бога, вроде Брахмы, представляющего собой универсальное сознание. Он направляет, контролирует и пронизывает изнутри всех обитателей подобного мира. Существа, населяющие эти независимые миры снов, имеют намного больше возможностей, чем люди, для получения удовольствий и достижения Освобождения. Но поскольку они связаны законом ограничения, достижение этой формы жизни не считается высокой целью жизни .
Третье состояние праны – сушупти. Здесь всевозможные функции праны и апаны прекращаются, поскольку инструменты сознания останавливают процесс выброса и поглощения физических и психических объектов. Индивидуальное Я-Сознание сияет в пустоте глубокого сна как единственно существующее, свободное от всех страстей, желаний, боли, голода и т.д. Однако все отпечатки страданий остаются в пассивной непроявленной форме .
Особый вид праны, возникающий в состоянии релаксации, называется Самана, это точка спокойного пребывания праны и апаны .
Согласно кашмирскому шиваизму, существует два вида глубокого сна: – саведьясушупти, когда могут ощущаться смутные чувства тяжести или легкости и т.д. – анаведьясушупти, где нет никакого переживания внешнего .
Состояния апаварги и кайвальи, описываемые ньяя-вайшешикой и санкхья-йогой – примеры двух видов саведья-сушупти. Состояния Нирваны в описании школ виджнянавада и шуньявада – две разновидности анаведья-сушупти. Вышеупомянутые школы мысли считают эти состояния совершенным освобождением, но кашмирский шиваизм не считает их мукти .
Существа, пребывающие в этих видах сушупти, называются пралаякала, Самана оперирует в них как активное дыхание. Они пребывают в состоянии глубокого сна до тех пор, пока не начинается новый цикл творения, т.е. целую вечность. Некоторых Господь поднимает с уровня Майи до уровня Видьи, откуда они постепенно продвигаются к окончательному освобождению. Другие проходят через множество сансарных циклов в соответствии с прошлой кармой .
Состояние турьи считается совершенно чистым. В турье интуитивно реализуется истинная природа Я, поэтому она была названа состоянием Само-раскрытия. Турья также подразделяется на четыре ступени. Свойство праны, раскрывающее «Я» всех четырех категорий чистых существ, пребывающих в турье, называется Удана. Удану метафорически описывали как духовный огонь, сжигающий загрязнения концептуального мышления и ведущий к свободной от ментальных конструкций реализации Я .
Самая высокая ступень турьи достигается существами, называемыми акала. Акала видит одно только божественное, чистое и мощное Я. Вьяпа – всеохватывающее чистое Сознание, лучезарное сияние безграничного субъекта. Это самый чистый вид сознания, сияющего в акалах, видящих только «Я» .
Семь категорий существ Первые пять таттв от Шивы до Видьи создает сам Бог. Создав первые две – Шивататтву и Шакти-таттву, он появляется в других таттвах в форме шамбхава и шактасуществ. Эти существа всегда осознают своё бесконечное и чистое Я-сознание, и всегда пребывают в единстве со своей безграничной божественной мощью .
Шамбхава и шакта-существа включены в категорию акала (кала – название первой канчуки: оболочки/майи). Акалы лишены всякого осознания какой-либо формы объекта или процесса познания. Бог, проявляя объективное существование внутри светящейся чистоты своего безграничного сознания, также создает три из пяти таттв, принадлежащих к сфере Видьи. Они известны как Садашива, Ишвара, и чистая Видья таттвы. У обитателей этих таттв разное восприятие реальности .
На уровне Садашива-таттвы воспринимается едва светящийся элемент Это-сти внутри бесконечного субъективного Я-сознания, и населяющие этот уровень существа осознают себя как «Я есть это». Они известны как мантра-махешвары. Это четвертая ступень турьи. Они воспринимают всю объективную реальность как самих себя .
Элемент Это-сти начинает сиять более интенсивно в обитателях Ишвара-таттвы и они осознают себя как «это есть Я». Это третья ступень турьи, а существа называются мантрешвары. Понятие единства в многообразии, которое испытывают эти классы существ, называется шуддха-видья. Этот термин описывает чистое свечение их сознания, которое служит им инструментом, заменяющим тело, чувства, ум и органы восприятия .
Господь расстилает чрезвычайно тонкий покров майи над существами, населяющими самые низшие слои сферы Видьи, эти существа – мантры. Они осознают своё чистое, неограниченное и божественно мощное Я-сознание, но видят предметы (элемент Это-сти) как отличные от себя .
Все четыре категории:
акалы, мантра-махешвары, мантры мантрешвары относятся к категории чистого творения. Им всем свойственно осознавание их чистоты, беспредельности и, прежде всего, божественного могущества .
Мантра-махешвары и мантрешвары обычно остаются в значительной степени погруженными в своё переживание блаженной чистоты и мощи .
Мантры, осознавая многообразие, обычно заняты божественным управлением, занимаясь устройством мироздания, согласно воле Парамашивы. Они помогают людям на пути к Освобождению .
Существа на нижней ступени турьи известны как виджнянакала. Они ощущают своё истинное «Я» как чистейшее и лучезарное сознание, свободное от всех страданий. Тем не менее, они не реализуют свою божественную силу. Они находятся посередине, между чистыми и нечистыми существами. Виджнянакалы страдают от самоограничения анавамалы .
Существами ограниченными являются сакала и пралаякала .
Пралаякала – существа сушупти .
Сакала – все ограниченные существа от амеб до небожителей, страдающие от анавамайя-мала, и карма-мала. Сакала обитают в сфере, возникающей от чувства ограниченной творческой силы, или ограниченной способности к самовыражению, и связаны всеми её проявлениями. Это существа бодрствования и состояния сна. Они видят все отличным от себя, связаны клешами, кармой и т.д .
Буддийская космология Центральная и, по существу, единственная проблема буддийского учения – живое существо и его Освобождение. Именно Освобождение – побудительный мотив буддийского философствования. Эта установка буддизма полностью определяла и его отношение к вопросу как устроен мир .
В буддийской космологии описывается не физическая вселенная, а психокосм, прежде всего психокосм человека .
Миры, в которые попадают после смерти в результате перерождений, во время медитации, или миры, характеризующие состояния сознания, определяют вертикальную систему местопребываний .
Местопребывание соответствует определённому состоянию сознания, зависит от предыдущих деяний и от состояния сознания существа в данный момент. Миры существуют, пока в наличии существа, их заполняющие. Миры исчезают, если не остаётся никого, кто к этому миру принадлежит. При этом существа могут находиться в одном и том же месте, но принадлежать разным мирам (например, люди и животные) .
Хотя «формально» местопребывания связаны с «перерождением души после смерти», речь всё- таки идёт о мгновенных состояниях сознания, которые могут меняться и в течение жизни, потому что буддизм не признаёт понятия души .
Сфера отсутствия форм Сфера Арупа-лока не находится нигде в физическом мире, и ни одно из существ не имеет конкретного места, в этой сфере нет местопребываний .
Эти четыре типа медитационного погружения (дхьяны) девов высшего уровня в нематериальную реальность могут возникнуть в виде награды за очень хорошую карму .
Хотя эти состояния – верх достижения в медитации, и их иногда путают с нирваной, рано или поздно последует утрата стабильности, перерождение в низких уровнях сансары .
Поэтому отношение махаяны к этим четырем состояниям сознания скорее отрицательно, потому, что пребывание в них очень длительно и бессмысленно с точки зрения спасения ВЖС от сансары .
Нахождение на этих уровнях, когда пропускаются многие кальпы возникновения и разрушения вселенной, а потом возврат обратно в низшие миры ничего не приносит существу кроме большой потери времени. В буддийской литературе иногда даже говорят, что эти состояния не лучше пребывания в аду. Поэтому Бодхисаттвы никогда не рождаются в этой сфере .
Существа нематериальной сферы не имеют опоры ни в одном материальном объекте и не имеют опоры в теле, и их состояния самодостаточны – они получают наслаждение от своих состояний как таковых и стремятся их максимально продлить, поэтому сроки пребывания в этих состояниях огромные .
У них две опоры – принадлежность к роду (то есть самодостаточность самого состояния) и жизненная сила. Когда опоры иссякают, состояния прекращаются .
Существуют четыре типа богов сферы без форм, соответствующих четырем дхьянам .
1. Сфера, где нет ни восприятия, ни не-восприятия .
В этой области сознание уходит за пределы восприятия и отвержения чего-бы то ни было, но это состояние совершенно не является бессознательным. Этого состояния достиг Удрака Рамапутра, второй из учителей Гаутамы Будды, и считал, что это и есть просветление .
2. Сфера, где ничего нет .
В этой дхьяне существо «задумывается» на тему, что «ничего нет». Эта дхьяна является особой, очень глубокой формой восприятия. Этого состояния достиг Арада Калама, первый из двух учителей Гаутамы Будды и считал, что это и есть просветление .
3. Сфера бесконечного сознания .
В этой дхьяне происходит медитация на сознание или осознавание, проникающее повсюду без ограничений .
4. Сфера бесконечного пространства .
В этой сфере нематериальные существа медитируют на неограниченном пространстве, распространяющемся повсюду без ограничений .
Боги мира без форм очень непостижимы, это глобальный космический разум в состоянии вечности и бесконечности, для них не существует смерти и рождения. Однако есть идея «Я есть всё»; в отличие от таких богов, святые погружены во Всевышний Источник, выше 7 и 8 дхьяны, даже имея материальное тело .
Иногда святые появляются в этих мирах, толкая этих существ к перерождению в материю для продолжения развития. В самом же мире без форм прогресс возможен только для махасиддхов, так как сознание движется в одной плоскости и полностью поглощено .
Перерождение таких богов не определенно, оно строго не подчинено закону кармы .
Сфера форм Сфера форм Рупа-лока соприкасается с физической, материальной реальностью, её обитатели имеют тела, но эти тела сделаны из особой, тонкой субстанции, которая не видима обитателям Сферы чувственного .
Существа сферы форм не погружаются в беспредельные удовольствия и не страдают от боли, их не мучают стремления к наслаждениям для своих органов чувств. Их тела не имеют ни пола, ни половых признаков. Подобно существам Арупа-локи, обитатели Рупалоки пребывают в медитационном сосредоточении (дхьяне) .
Всего Сфере форм соответствует 4 низших дхьяны и одна высшая (рупадхьяна) .
Каждая из этих дхьян подразделена на несколько местопребываний, соответствующих уровням, по три для четырех низших дхьян и пять для высшей дхьяны Шуддхаваса, всего в сфере форм 17 местопребываний .
Физически Сфера форм состоит из ярусов, каждый следующий из которых вдвое больше того, который под ним, и вдвое меньше того, который над ним. При этом и размеры тел высших существ больше .
Чистые местопребывания «Чистые обитатели» – Шуддхаваса – это высшие местопребывания сферы форм. Они отличаются от других миров этой сферы тем, что их обитатели – не те, кто просто накопил заслуги или технику медитации, а такие не возвращающиеся (анагамины), которые уже встали на путь архата, те, кто получают просветление непосредственно из Шуддхаваса и не перерождаются в низших мирах. Поэтому Бодхисаттва никогда не родится в этом мире .
Миры Шуддхаваса никогда не уничтожаются из-за природных катастроф .
Пять местопребываний Шуддхаваса сверху вниз:
Высшие боги. Аканшитха. Мир высших девов, не имеющих младше себя .
Продолжительность жизни составляет 16000 кальп .
Ясновидящие боги, Сударшана – ясновидящие девы, живущие в мире, подобном миру Аканшитха .
Прекрасные боги, Судирша – красивые девы – место перерождения для пяти типов анагаминов .
Безмятежные боги, Атапа – невозмутимые девы, чьего содействия хотят обитатели низших миров .
Не самые великие боги Арирха, местопребывание «не-падающих» девов, это обычная цель для перерождения анагаминов. Многие из них становятся архатами непосредственно из этого мира, но некоторые перерождаются в следующем мире Чистой обители, пока не достигнут Аканшитха. Жизнь в этом мире длится 1000 кальп .
4 дхьяна: местопребывание Бирхатпхала Местопребывание Бирхатпхала соответствует четвертой дхьяне – йогической концентрации невозмутимости. Эти места находятся на границе той вселенной, которая подвержена разрушению ветром в конце великой кальпы и существа, находящиеся здесь, спасаются от этого разрушения .
Боги, обладающие всевозрастающим плодом Бирхатпхала – девы, обладающие «великим плодом». Пребывание в этом мире занимает 500 великих кальп. Некоторые анагамины перерождаются здесь .
Боги, обладающие избытком добродетели Пуньяпрасава – Мир девов, потомков благих качеством .
Безоблачные боги Анабхака 3 дхьяна: местопребывание Шубхакиртена Медитационное сосредоточение девов в мирах Шубхакиртена соответствует третьей дхьяне, это состояние характеризуется спокойной радостью .
У этих существ есть тела и они излучают постоянный Свет. Местопребывания Шубхакиртена находится на границе той части Вселенной, которая подвержена разрушению водой по завершению Маха-кальпы, потоки воды не достигнут этой сферы .
Боги всецелого блаженства Шубхакиртена – также мир девов «всеобщей красоты». Продолжительность жизни – 64 великих кальпы. 64 великих кальпы – это как раз период разрушения Вселенной ветром, включая эти миры .
Боги безграничного блаженства Апраманашубха – также мир девов «неограниченной красоты». Продолжительность жизни – 32 великих кальпы .
Они обладают «правдой, доблестью, учёностью, мудростью и щедростью» .
Боги ограниченного блаженства Паритташубха – также мир девов «ограниченной красоты». Здесь живут 16 великих кальп .
2 дхьяна: местопребывание Абха-свара Медитационное сосредоточение девов в мирах Абха-свара соответствует второй дхьяне, это состояние характеризуется восхищением и радостью. Эти существа громко восклицают от радости «О радость!». У этих существ есть тела и они излучают свет вспышками, как молнии. У них одинаковые тела, но разные восприятия .
Местопребывания Абха-свара находятся на границе той части Вселенной, которая подвержена разрушению огнём по завершению Маха-кальпы. После того, как мир был разрушен огнем, с началом новой Виварта-кальпы, миры снова начинают заселяться существами миров Абха-свара .
Лучезарные боги Абха-свара – мир девов, «обладающих блеском». Здесь продолжительность жизни 8 великих кальп .
Боги безграничного сияния – мир девов «неограниченного сияния», которое выбирается как фокус медитации. Здесь живут четыре кальпы .
Боги ограниченного сияния. Продолжительность жизни в этом мире – 2 великие кальпы .
1 дхьяна: мир Брахмы Медитационное сосредоточение девов в мирах Брахмы соответствует первой дхьяне, это состояние характеризуется наблюдением, отражением, восхищением и радостью. Этот мир, также как и все существа сферы чувственного, уничтожим огнём в конце Махакальпы .
Великий Брахма – мир Великого Брахмы, который является творцом мира, он обладает титулом «Брахма, Великий Брахма, Всемогущий, Господин, Деятель и Творец, Правитель, Отец всех, Кто был и будет» .
Брахмаджала сутта говорит, что Великий Брахма пришёл из мира Абха-свара и упал в низший мир по причине исчерпания заслуг, переродившись в мире Брахмы, один. Забыв своё предыдущее существование, он представил себя появившемся в мире безо всякой причины. Маха-Брахма ростом пол-йоджана (один йоджан приблизительно 7,3км), его жизнь длится одну кальпу .
Жрецы Брахмы Брахмапурохита – мир «министров Брахмы» существ, спустившихся из мира Абха-свара, они – товарищи Великого Брахмы после того, как он проведет некоторое время в одиночестве. Так как они возникли в процессе желания Брахмы создать себе компаньонов, они уверены, что тот – их создатель и господин. Если они родятся потом в низшем мире, они могут частично вспомнить своё предыдущее рождение и изучить доктрины о Брахме, как о Создателе, как подтверждённой истине .
Сонмище Брахмы Брахмапаришадья – мир «советников Брахмы», существ, принадлежащих окружению Брахмы. Их называют Брахмакаики, это общее название для обитателей мира Брахмы. Они ростом в йоджана и проживают кальпы .
Сфера чувственного Существа, рожденные в Сфере чувственного отличаются по степени счастья или несчастья, но все они подвержены влиянию демона Мары – они находятся во власти страстей, и поэтому погружены в страдания .
Небеса Боги, контролирующие наслаждения, созданные другими Паринимитра – Вашавартин – небеса богов, обладающих «силой над другими существами» .
Эти боги не создают новых магических форм для наслаждения самих себя, но их желания удовлетворяются действиями других девов ради них. Правителя этого мира зовут Вашавартин, кто живет дольше всех, кто самый могучий и счастливый и радостный и восторженный по сравнению со всеми девами .
И в этом мире также существует дом для существа, принадлежащему к роду девов, по имени Мара, который стремится удержать все существа в Сфере чувственного, привязав их к чувственным удовольствиям. Существа этого мира высотой 4500 футов и живут 9216000000 лет .
Боги, наслаждающиеся магическими творениями Нирманарати – это мир девов, наслаждающихся своими магическими творениями. Эти боги могут творить что угодно для собственного удовольствия. Существа этого мира высотой 3750 футов и живут 2304 000 000 лет .
Бог состояния блаженства, мир Тушинта – мир жизнерадостных девов. В этом мире был рожден Бодхисаттва перед тем, как спуститься в мир людей .
Существа этого мира высотой 3000 футов и живут 576 000 000 лет .
Мир Яма – называется «небеса без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от проблем земного мира. Существа этого мира высотой 2250 футов и живут 144 000 000 лет .
Небеса богов плывут по воздуху над горой Сумеру .
Местопребывание Сумеру Гора Сумеру – пик необычной формы в самом центре мира, вокруг этой горы вращаются Солнце и Луна. Основание горы погружено в глубокий океан, гора окружена несколькими кругами меньших гор и океанов. Три мира находятся на горе или вокруг нее .
Мир тридцати трех богов находится на вершине, мир четырех Небесных Королей на её склонах, мир асуров у её основания. Сумеру, горы и океаны вокруг нее – место не только где живут эти божества, но и обитель огромного количества сказочных созданий, которые редко встречаются в мире людей .
Тридцати три бога – Мир 33-х девов – широкая плоская площадка на вершине горы Сумеру, наполненная дворцами и садами. Правитель это мира – Шакра, господин богов .
Помимо самих 33-х богов, которые владеют соответствующими секторами неба, в этом мире живут много других богов и фантастических существ, включая их помощников и нимф (апсар). Существа этого мира размером 1500 футов и живут 36 000 000 лет .
Четыре Небесных Короля – мир четырех королей, находится на склонах горы Сумеру, но его обитатели живут в воздухе вокруг горы. Этим миром управляют Четыре Короля – Вирудхака, Дхиртараштра, Вирупакша и их предводитель Вайшварана. В этом мире живут также боги, сопровождающие Солнце и Луну, а также подчинённые королям существа – гномы, гандхарвы, наги и якши. Существа этого мира размером 750 футов и живут 9 000 000 лет .
Асуры. Этот мир лежит у подножья горы Сумеру и частично в глубине океана. Это божества низкого ранга, демоны, титаны. Асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение. Здесь не изначальное местопребывание асуров, но их прогнали с горы за пьянство и буйство. Они все время сражаются, чтобы вернуть их прежнее место жительства, но они не способны пройти сквозь стражников мира Четырех Небесных Королей. У них нет единого лидера, а есть отдельные сражающиеся группировки .
Земные местопребывания Люди и человекоподобные существа живут на земной поверхности. Это четыре континента в океане .
Континент Джамбудвипа находится на юге и населен обычными людьми .
Название континента произошло от дерева джамбу высотой 100 йоджанов, которое растет на континенте. На каждом континенте есть своё гигантское дерево. Все Будды появляются на Джамудвипе. Люди здесь ростом пятьшесть футов, а продолжительность жизни от 10 до 84000 лет .
Континент Пурвавидех находится на востоке имеет форму полукруга. На этом континенте растет дерево акация. На континенте живут люди ростом 12 футов и продолжительностью жизни 250 лет .
Континент Анарогодания находится на западе, он круглой формы. На нем растет дерево Кадамбу. Жители этого континента не имеют домов и сидят на земле. Они высотой 25 футов и живут 500 лет .
Континент Уттаракуру находится на севере. На нем растет дерево Кальпавиркша или дерево кальпы, потому что это дерево живет целую кальпу. Жители Уттаракуру очень благополучны. Им не нужно работать для пропитания, еда там растет сама, и у них нет личной собственности. Их города построены в воздухе. Ростом они 48 футов, и живут 1000 лет, их защитником является Вайшравана .
Животные. В этот мире живут все виды животных, которые испытывают страдания, от малейших насекомых до слонов .
Преты, голодные духи, которые не могут удовлетворить своих желаний .
Несмотря на изобилие пищи в мире претов, они не могут насытиться, ибо животы у них огромные, а рты не больше «чем игольное ушко». Претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми. Они живут в пустынях и заброшенных местах .
Ады В мире адских существ обитатели подвержены тяжелым мучениям вследствие своих кармических деяний. После довольно длительного срока искупления, негативная карма очищается, и существа могут переродиться в высших мирах .
Обычно считается, что адские подземелья в этом мире расположены под континентом Джамбудвипа. При этом отмечается, что в неисчислимом количестве миров существует так же неисчислимое количество адов .
Восемь холодных адов .
Арбуда-нарака: ад волдырей .
Нирарбуда-нарака: ад разбухающих волдырей .
Атита-нарака: ад, когда трясет от холода .
Хахава-нарака: ад стучащих зубов .
Утпала-нарака: ад голубого лотоса .
Падма-нарака: лотосовый ад .
Махападма-нарака: великий лотосовый ад .
Пребывание в каждом следующим из этих адов в 20 раз больше, чем в предыдущем .
Восемь горячих адов .
Санджива-нарака: ад оживления (пребывание в этом аду занимает 162*1010лет) Каласутра-нарака: ад чёрных сечений (1296*1010 лет) Сангхата-нарака: сокрушающий ад (10368*1010 лет) Махараурава-нарака: ад великих воплей (663552*1010 лет) Тапапа-нарака: жаркий ад (5308416*1010 лет) Пратапана-нарака: ад великого жара (42 467 328 * 1010 лет) Авичи-нарака: непрекращающийся ад (339 738 624 * 1010 лет, до конца антара кальпы) .
Существа сансары Традиционные шесть миров сансары – это миры нечистого кармического видения .
О «недостатках» существования в таких мирах обсуждалось в главе «два способа видения». Формирует эти миры сходная работа сознания множества существ, в основе которой – преобладает та или иная клеша .
Три первичных яда – гнев, привязанность и неведение, являющиеся производными трех гун, преобразуются в некоторую множественность в процессе «эго-изации», происходящей по схеме авидья асмита рага двеша абхинивеша .
Известно, что только в человеческом теле, пригодном для духовной практики, есть возможность преобразовать «яды в мудрость» .
Миры Ада Условием перерождения в Аду является гнев, вызванный различением между собой и другими. Это враждебность и гнев, порожденный ею, или ненависть. Это также бессердечие и равнодушие .
Мир голодных духов .
Обитатели мира голодных духов сторонятся других и думают только о личной выгоде. Голодные духи считают, что лучше выбросить пищу, чем дать съесть другому .
Это жадность, чрезмерная привязанность к пище, материальному. Такая работа сознания создаёт эффект постоянной неудовлетворённости; известно, что сколько бы ни было пищи у такого существа, оно не в состоянии насытиться из-за особенностей строения тела – рот шириной с игольное ушко, а живот – весьма большой. Или же всё, что оно ни захочет съесть – превращается в камень; таким образом, всё видится неблагоприятным .
Мир людей .
В мире людей правит чувственная привязанность, при этом человек не способен правильно оценить того, к кому он привязан. Эта карма близка к карме жадности мира претов, это жадность в своем лучшем виде .
Мир асуров .
Основой кармы асуров является гнев. Это тот гнев, который возникает, когда человек не способен примириться с тем, что кто-то занимает более высокое положение, чем он. В асурическом сознании правит инстинкт борьбы, дух соперничества. Асуров еще называют «воинственными полубогами» .
Мир богов страстей .
Фактором мира богов является удовлетворённость. В силу имеющихся заслуг, они погружены в восторг и экстаз. Однако здесь присутствует невежество, так как заслуги растрачиваются, но не накапливаются, нет тенденции развиваться, вести духовную практику. Такие боги склонны переживать все виды удовольствий, но когда заслуги прошлого заканчиваются, им неизбежно приходится перерождаться в нижележащих мирах .
Йога Васиштха.
Семь категорий существ Взгляд этого авторитетного текста нашей традиции на проблему творения вселенной выражает точку зрения «аджата вада»:
«О Рама, никто не создаёт эти тела и никто никого не запутывает. Сознание не имеет начала, и потому вечно, и только оно существует, как эти разнообразные существа. Нет ничего вне этого сознания, хоть оно и кажется внешним по отношению к самому себе… Эти вселенная существует в сознании, как статуя существует в глыбе мрамора» .
В тексте говорится, что разнообразие живых существ описывается семью категориями:
находящиеся в состоянии сноподобного бодрствования, в состоянии понятийного бодрствования, в чисто пробужденном состоянии, в долговременном пробуждении, в плотном пробуждении, в состоянии пробужденного сновидения в состоянии уменьшающегося пробуждения .
Далее даётся объяснение этих состояний:
1. В каком-то предыдущем цикле творения, некоторые существа оставались в состоянии глубокого сна. Сны, которые им снятся, и являются тем, что видится, как эта вселенная. Они находятся в состоянии, которое называется сноподобным бодрствованием .
Мы все – объекты этого сна. Из-за того, что их сон очень продолжительный, он кажется для нас реальным состоянием бодрствования. И спящие продолжают быть индивидуальными сознаниями во всём этом .
2. В каком-то предыдущем цикле творения, некоторые существа жили в пробужденном состоянии, поддерживая различные понятия, из которых возникли разнообразные существа. Эти существа находятся в состоянии понятийного бодрствования. Даже когда понятия прекращаются, существа продолжают существовать, благодаря своим собственным прошлым понятиям .
3. Те, кто возникли вначале в разрастающемся сознании Брахмы, когда еще не было ни сна, ни сновидения, находятся в состоянии чистого пробуждения .
4. Те же существа, продолжая существовать в последующих воплощениях, находятся в состоянии долговременного или продолжительного пробуждения .
5. Они же, когда находятся в плотном состоянии сознания (не-сознания), считаются находящимися в состоянии плотного пробуждения .
6. Те, кто после выслушивания мудрости писаний, смотрят на состояние бодрствования, как на сон, находятся в состоянии пробужденного сновидения .
7. Когда они полностью пробуждены и остаются в высшем состоянии, плотностью восприятия мира в пробужденном состоянии уменьшается и такие существа находятся в состоянии уменьшающегося пробуждения и они достигают турии .
Три мира в Индуизме Физический план Физический план, или Бхур-лока, есть мир грубой, или материальной субстанции, в которой сущности воспринимаются пятью органами чувств. Это самый ограниченный мир, наименее постоянный и наиболее подверженный изменениям .
В Бхур-локе сознание ограничено и об осознании двух других миров не всегда помнят. Это внешний план, созданный из грубой материи, который в действительности является просто энергией. В материальном мире существа в физическом теле приобретают опыт, творят карму и выполняют жизненные желания и обязанности .
В Ведах говорится: «Знающий, Творец времени, Обладатель качеств и всех знаний, это Он, кто обволакивает вселенную. Контролируемая им, раскрывается работа сознания и создается то, что считается землей, водой, огнём, воздухом и эфиром» .
Тонкий план Тонкий план, или Антар-лока, является ментально-эмоциональной сферой, в которой человек существует посредством мыслей и чувств, и в которой полностью находится во время сна и после смерти. Это астральный мир, который существует и в физическом плане. Он характеризуется более интенсивной скоростью вибрации. В этой наиболее продвинутой сфере осуществляются открытия, создаются новые виды, раскрываются идеи, предвидится будущее, достигается равновесие в окружающей среде, обучаются наукам, искусствам и культуре .
В Ведах говорится: «Существует поистине три мира: мир людей, мир отцов и мир богов. Мир богов, воистину, самый лучший из миров» .
Причинный план Причинный план пульсирует в центре сущего, глубоко внутри тонкого плана .
Это сверхсознательный мир, где живут боги и высоко продвинутые души. Это мир света и благословения, самая высокая из небесных обителей, превозносимая в писаниях .
Это основа существования, источник видения, вершина творения. Души существуют здесь в своей собственной блистательной форме сверкающих тел, состоящих из бесчисленных квантов частиц света. Здесь зрелая душа, освобождается от инстинктивных преград физического тела и жесткого сдерживания астрального тела, пребывает в полном сознании в своей блистательной форме .
Но даже для воплощенных душ, эта тонкая сфера не является отдалённой, но существует внутри человека. Это естественное прибежище всех душ .
В Ведах говорится: «Там, где люди передвигаются по своей воле, в трехмерной сфере, на третьих небесах, там, где существуют области, полные света, в этом сверкающем мире сделай меня бессмертным» .
14 лок индуизма В соответствии с ведическими представлениями, три мира подразделяются на четырнадцать лок, из них семь являются верхними и семь нижними. В нашем теле есть три точки входа во все миры, так как оно является завершённым микрокосмом .
Нараяна, Ади Пуруша, порождает Брахму, свою творческую ипостась. Брахма – первое живое существо во вселенной. Место его обитания Сатья-лока, Мир Истины .
Точка входа – сахасрара- чакра. Здесь также располагаются три великих бога, поддерживающие три гуны материальной природы, Брахма, Вишну и Шива. Все они – аспекты изначального бога Нараяны, первичного сверхсознания во Вселенной .
Ниже Сатья-локи располагается Тапа-лока, портал входа – аджна-чакра. В ней пребывают Кумары. Существует семь Кумаров, из них четыре – экзотерические: Санака, Санатана, Санат Кумара, Сананда; три – эзотерических: Сана Кумара, Санат Кумара, и Капила .
Кумары рождены из разума Брахмы .
Ниже плана Тапа-локи существует план Джана-локи. Точкой входа в него является вишудха-чакра. Это план созидания. Но на этом плане проживают боги и риши. Однако, однозначно указать место проживания богов непросто, поскольку они не одномерны .
Количество богов в индийской мифологии грандиозно, причем это число неуклонно возрастает с течением столетий. Эпос называет 33 главных бога, остальных характеризуем как неисчислимые сомны. По причине многочисленности и многообразия божеств, установить среди них сколь-нибудь определенную иерархическую последовательность вряд ли возможно .
Ведические боги делятся на небесных, атмосферных и земных .
К небесным богам относят Дьясу, Варуну, Митру и прочих адитьев (всего их 12), Сурью, Савитара, Пушана, Вивасвата, Ушас и Ашвинов. К атмосферным – Индру, Триту Антью, Вату, Махаришвана и др. К земным – Притхиви, Агни, Брихаспати, Сому и Сарасвати .
По другой классификации, божества вед делятся функционально:
Варуна, Митра и другие адитьи олицетворяют собой закон и магию, Индра и боги-маруты – воинское ремесло, Ашвины – плодородие .
Кроме того, существует особая категория божеств, которых называют абстрактными и чьи имена связаны с обозначением неких элементарных космологических актов:
Савитар, Тваштар, Вишвакарман, Праджапати, Адити, Дити и др .
Махар-лока – это план величия, связанный с анахата-чакрой. Здесь находятся великие риши.
Шесть и семь риши – риши нашей кальпы и риши прошлой кальпы:
Нарада, Вьяса, Бхригу, Муни, Капила, Атри, Маричи, Васиштха, Гаутама, Агастья, Пуластья, Пулах, Крату, Патанжали, Ангирас, Бхарадваджа, Кашьяпа, Вишвамитра, Джамадагни, Дханвантари, Даттатрейя, Кришна – также связаны с этой локой .
Сварга-лока – следующий план, точка входа в него – манипура-чакра. Обитатели этого мира – боги и сиддхи, девы-полубоги, которые контролируют и управляют различными стихиями, энергиями, планетами Вселенной. Здесь обитают множество классов существ: апсары, киннары, кимпуруши, видьядхары, гандхарвы и многие другие .
Бхувар-лока – астральный мир, мир предков. Здесь обитают различные духи, мирские сансарные духи и божества. Они контролируют в основном то, что близко к людям – стихии, проявления элементов. Также в этом мире обитают ушедшие из физического мира души. Портал входа – свадхистана чакра .
Бхур-лока – земной план, это миры людей, животных, насекомых, растений, простейших и неорганики; связан с муладхара-чакрой .
Существует 7 нижних миров, общее их название – Ады Нарака. Это миры:
Пут, Авичи, Самхата, Тамисра, Раджиша, Кудмала и Какола. Ады – это миры жестких, грубых энергий. С этими мирами связаны наги .
Описание существ В этой главе будут выявлены характерные черты иерархии существ, рассматриваемой ведической традицией Индии .
Брахма Брахму еще называют персонифицированным разумом всего мироздания. Его тело представляет Чистый разум, который проникает во всю вселенную. Мысль Брахмы мгновенно материализуется, превращаясь в любую материальную форму. Все видимые объекты этого мира – это застывшие мыслеформы Брахмы, то есть весь мир – это мысли и разум этого Первотворца вселенной .
Таких вселенных безграничное множество, их триллионы. Они подобны пузырям, которые возникают из творческого сознания Брахмы, живут некоторое время и уничтожаются. В некоторых текстах говорится, что продолжительность жизни Брахмы составляет 311 триллионов 40 миллиардов лет. Однако течение времени не совпадает с людским представлением .
«Этот космический Создатель имеет два тела: одно тело – это чистое сознание без начала, середины и конца, а второе тело – это этот мир, Небесный свод – его нёбо, звезды
– капли его крови, Частицы воздуха повсюду в его теле – это боги, черти и люди. Поры в его теле – другие миры» .
Кумары Кумары – «рождённые умом» Брахмы, вечно девственные сыновья Бога-творца, великие хранители вселенной и четырех направлений света. Считается, что Брахма породил Кумаров для заселения вселенной живыми существами. В текстах говорится, что независимо от того, что перед ними была поставлена такая задача, Кумары, будучи очень святыми, не пожелали соприкасаться с материальной природой и запятнываться соприкосновением с гунами .
«Вначале Брахма произвёл на свет четырех великих мудрецов: Санаку, Сананду, Санатаку и Санат-Кумара. Ни один из них не испытал ни малейшего желания заниматься материальной деятельностью – все они были необыкновенно возвышенными личностями, и их семя двигалось вверх .
Когда его сыновья появились на свет, Брахма сказал им: «Теперь, дети мои, вы должны производить потомство», однако, поскольку Кумары были привязаны к Васудеве, Верховной Личности Бога, они не желали ничего, кроме Освобождения, и потому отказались исполнить просьбу отца. Ум Брахмы тогда охватил великий гнев. «Из его гнева родился Шива». Есть еще три эзотерических Кумара: Сана Кумара, Санат Суджата и Капила .
Божественные мудрецы Необыкновенной, зачастую превосходящей божественную мудростью наделены мифические герои, жрецы и аскеты. Они принимают участие в сотворении мира .
Упоминается о Праджапати – владыках существ, они же – великие риши .
Праджапати создают Ману – наставников мира. Один Ману управляет одной из 14 манвантар, на которые разделён день Брахмы. Праджапати создают бесчисленное множество видов живых существ .
Риши называют великими душами, с каждым связаны мифологические сюжеты .
«Махабхарата» перечисляет семь божественных риши – это Маричи, Атри, Васиштха, Ангирас, Пулаха, Крату и Пуластья .
С семью ришами связывают семь больших звёзд Большой Медведицы, а с их женами
– созвездие Плеяд .
Риши, наделенные совершенной мудростью, совершили множество деяний для процветания мира. Они нисходят, чтобы поднимать человеческие души, окутанные мраком невежества и влачащие жалкое существование, они становятся Гуру, провозглашающими истину, создающими священные писания. Нашей традиции особенно дорог риши Васиштха, сын творца Брахмы.
Боги Многие гимны «Ригведы» обращены ко «Всем-Богам» (Вишведева). В ряде случаев
Вишведева выступает как единое целое, своего рода «множественный бог»:
«Да придут к нам со всех сторон прекрасные силы духа Что нельзя обмануть, нельзя обойти, что бьют ключом, Чтобы боги всегда помогали нам возрастать, Чтоб были защитниками изо дня в день!»
Боги – сверхсознательные существа, их философия, метафизика совершенно отличны от человеческой. Просветлённые боги идентифицируют себя с энергиями Абсолютного Сознания, неотделимыми от него самого. У них нет чувства личности, индивидуальности, каждый из богов является центром вселенной. Среди просветленных богов иерархия выстраивается в зависимости от степени овладения вселенскими энергиями .
Первое место по количеству посвящённых ему в «Ригведе» гимнов занимает громовержец Индра. Гимны называют Индру царём богов и царём всей Вселенной .
Ваджра-палица грома, атрибуты и оружие Индры. В сражении богов с асурами, Индра возглавляет божественные рати. Индра знаменит многими военными подвигами .
Небеса Индры – Свара, где находится Амаравати, город тысячи врат, к которому ведет звездная дорога от горы Меру .
Следующий за Индрой по частоте упоминания в гимнах «Ригведы» – бог огня и домашнего очага Агни. Агни – главное земное божество, посредник между богами и людьми. По «Ригведе», родители Агни – Дьяус и Притхиви, то есть небо и земля. В другой версии, он произошел от трения двух кусков дерева. Он родился сразу в трех местах (на небе, на земле и в воде), у него три головы, три силы, три языка и три жилища .
Наряду с Агни, владыкой жертвоприношений считался и Сома. Этот бог есть персонификация одноименного напитка богов, он же – царь мира и бог над всеми богами, родитель неба и его дитя, господин закона. В эпосе Сома – божество луны .
Варуна – еще одно божество, которое веды называют «вседержателем». Этот бог связан с космическими небесными водами, он наполняет водой моря, его сестры – реки, он проливает с небес дождь и т.д. Кроме того, Варуна – воплощение космического закона Рита, охранитель истины и справедливости, безжалостно карающий ложь. Как воплощение Риты, Варуна толкуется как истинная речь .
В «Ригведе» Варуна зачастую выступает «в паре» с другим божеством, представляющим «магическо-юридическую» функцию в индийском пантеоне. Это божество – Митра, божество солнца, связанное с представлением о договоре и порядке .
Митра предстаёт благосклонным, дружественным и доброжелательным, тогда как Варуна имеет репутацию карающего, грозного и опасного .
Брихаспати – бог молитвы и жертвоприношения, который владеет колесницей закона и выступает как божественный жрец. В эпосе и Пуранах, Брихаспати – жрец и наставник богов .
Савитар, по «Ригведе» – «Золотой господин мира» и одновременно колесничий солнца .
Пушан выступает как повелитель пути и охранитель дорог. В гимнах Пушана призывают помочь с выбором «хороших легкопроходимых путей» и защитить от врагов .
Сурью «Ригведа» называет глазом богов; он движется по небосводу, пересекает пространство, «меряя дни ночами, на золотой колеснице, запряжённый семью рыжими кобылицами» .
Ашвины – знатоки времени и божественные целители. Они излечивают слепых и хромых и могут даже вернуть жизнь умершим. Юные близнецы Ашвины мчатся по небу на золотой колеснице, сопровождая Сурью .
Яма – властитель царства мёртвых, а также судья умерших, поэтому его нередко называют царем справедливости и даже отождествляют его с богом Дхармой. Власть Ямы простирается и на мир живых .
Вайю – бог ветра. Выйю обычно с шумом носится по небу на сияющей колеснице, запряженной парой красных или багряных коней. Иногда число коней Вайю может равняться 45 или даже достигать тысячи во время циклонов .
Кубера в индуистской мифологии является Богом Богатства и Казначеем Богов. Он – властелин якшасов. Бог богатства прилежно охраняет залежи золота, серебра, жемчугов и драгоценных камней, и особенно тщательно следит за девятью сокровищницами нидхами .
Все описания богов, а также существующие повествования о них, могут являться лишь намёком на сущность этих сверхразумных существ и их бытие и должны восприниматься не буквально, а скорее интуитивно постигаться .
Гандхарвы Гандхарвы – полубоги, певцы и музыканты, знающие секреты неба и божественные истины. Гандхарвов считают наставниками риши, авторов Вед, так как они были первыми, кто благодаря своей утонченности и восприимчивости к звуковым вибрациям уловил в пространстве рождавшиеся гимны Вед и передал их в виде слов поэтам-риши .
Гандхарвы – прекрасные обликом и вечно юные гении небесных пространств, услаждают слух богов звуками лютней и чудесными песнопениями. Гандхарвы могут дарить вдохновения гениальным музыкантам среди людей, но лишь тогда, когда их творчество не эгоистично. Подругами гандхарвов являются апсары, а живут они в призрачных городах с высокими дверцами и башнями. Эзотерически, они – посредники между людьми и богами, учащие людей тайному знанию .
Апсары Согласно «Рамаяне», апсары появились из вод молочного океана, когда боги и асуры добывали амриту. Апсары – сами непревзойденные в искусстве танца, пения, музыки и любви, являются покровительницами в этих сферах. Они являются воплощением эстетики и вселенской красоты .
Апсары способны творить чудеса, они достаточно могущественные существа, способны перемещаться в пространствах, менять облик, насылать проклятие, «имеют сверхъестественные магические силы искушения и соблазна» .
Описаны случаи, когда по велению царя богов Индры, апсары испытывали духовно практикующих и нередко вводили в соблазн и искушение даже некоторых риши, в их молодом возрасте .
Якши Якши – полубожественные могущественные существа, обладающие двойственной природой и преисполненные силы .
Бог Кубера – является божеством прародителей якшей, они – его помощники, охраняющие сокровища и заповедные сады .
Якши – прекрасные юноши и девушки, покровители плодородия и охранители людей. Иногда их изображают и как карликов с отвисшими животами, короткими руками и ногами. К якшам прилагаются эпитеты «итараджана» – «другие люди» и «пуньяджана»
– «чистые люди», впервые встречающиеся в «Атхарва-веде» .
Киннары Киннары поддерживают равновесие и гармонию во вселенной. Там, где в какой-либо нации, расе живых существ, происходит дисбаланс, нарушение гармонии, они заботятся о том, чтобы её восстановить. Они хорошо отслеживают ситуацию на Земле и в других местах. Если, к примеру, человечество начинает губить землю, неправильно вести себя, они посылают предупреждающие наставления, знаки, иногда даже устраивают серьезные предупреждения для того, чтобы люди поменяли свою ментальность. В их функции входит присматривание за существами нижних миров, в том числе и за людьми .
Кимпуруши Кимпуруши – чудесные существа наполовину человеческого и наполовину звериного облика. «Живут они долгую жизнь, не зная болезней в течение своего бытия .
Они не совершают грехов и не завидуют друг другу. Пища их состоит из сока, который они выжимают из плодов пальм, называемых мадья» .
Кимпуруши – устранители дисбалансов. Если какая-либо система прогнила и больше не даёт творческого эффекта и не подлежит восстановлению, то кимпуруши разрушают её. К примеру, многие династии, государства или великие цивилизации через некоторое время утратили своё влияние и исчезли. Когда какая-то мандала или система не гармонична, утрачивает свои созидательные функции и киннары утрачивают надежду её восстановить, действуя через людей, то тогда кимпуруши берут на себя задачу её устранить .
Валакхильи Мудрые карлики, также причисляемые к полубогам. Эти существа появились из трещины в сухой земле, когда упал волос великого риши Крату; они ростом с большой палец руки взрослого человека и способны летать быстрее птиц. Считается, что они живут на солнце, питаются солнечным светом и сторожат колесницу светила. Валакхильев нельзя оскорблять, ибо оскорбление не проходит даром даже для богов; когда Индра оскорбил карликов, они предались аскезе, в результате которой родился враг Индры, царь птиц Гаруда .
Видьдхары Еще один разряд полубогов. Видьядхары – охранители учений, они контролируют распространение Дхармы, соблюдение самайи .
Наги Наги – полубожественные существа со змеиным туловищем и человеческой головой (или многими головами). Эти существа владеют подземным миром Паталой, там находится их столица, там они хранят несметные сокровища. Наги считаются более развитыми существами, чем люди, хотя их энергии более жесткие. В текстах древности многие святые, к примеру, Нагарджуна, путешествовали в их миры и даже проводили там длительное время. Считается, что наги являются сведущими в магии, в минералах и камнях, обладают значительными богатствами, секретами молодости и долголетия. Среди правителей нагов особое место занимает тысячеголовый змей Шиша – спутник Вишну;
змей Васуки, принимавший участие в пахтанье мирового океана, змей Такшака, из-за которого совершилось великое жертвоприношение змей .
В мифологии наги делятся на две группы – земных и водяных. Дыхание нагов ядовито, а взгляд может убить на месте. Они часто сходятся с людьми .
Наги всегда связаны с магией, йогой, аккультным познанием .
Питары Питары (питрисы – отцы, предки) – составляют особую группу благодетельных существ или обожествленных умерших. Питаров просят о земном благополучии и указании пути в загробном мире. Мир питаров – Питри-лока.
Посещение небесных обителей Описание 14 планов и существ, в них обитающих можно встретить в литературе. В качестве примера будут приведены два отрывка, один – из текста «Нараяния», в котором даётся описание Небесного мира Шветадвипа, располагающегося в плане Махар-лока .
«Взглянув на северо-запад, узрел он чудесный, преславный образ. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Белый остров… Там живут благоуханные, без органов чувств, без пищи, без испражненья Белые мужи, удалённые от всякого зла… К чести-бесчестью равнодушные, дивные видом, преисполненные жизненной силой, будто алмаз, их тела и кости. Головы их – это зонты, а речь громыханию туч подобна, четырёхрукие, с лотосоподобными ногами, с шестнадцатью белыми зубами, восемью клыками, с языками, лижущими во все стороны света, подобными лучам солнца .
Богу, распростершему Вселенную, утвердившему миры, они любовно служат»… В своей книге «Игра сознания» Свами Муктананда даёт описание нескольких миров, которые он посетил в тонком теле, пребывая в самадхи. Вот отрывок из описания посещения им миров Сиддхов .
«Я не могу описать его красоту, ибо слова будут оскорбительны для него. В этом мире я вышел на пленительную тропу, и двигаясь по ней, я увидел множество лесов, пещер, и бегущих рек с чистой водой, белых, голубых и зеленых оленей, несколько белых павлинов. Всюду был прекрасный синий свет, не было ни солнца, ни луны… Я увидел много сиддхов, все они были погружены в глубокую медитацию. Каждый находился в особой мудре. Никто из них не смотрел на меня. У одних были длинные, спутанные волосы, другие были наголо обриты, а у некоторых были проколоты уши .
Я также увидел тех великих провидцев, о которых читал в Пуранах. Я видел Саи Бабу из Ширди… Я узнавал провидцев и мудрецов древних веков, а немного пройдя дальше, увидел много йогинь; все они непоколебимо сидели в своих различных божественных мудрах. Затем я увидел огромный пруд, в котором росли золотые лотосы .
Отвернувшись от этого пруда, я увидел группу Семи Мудрецов, вид которых принес мне покой, счастье и любовь» .
Два способа видения – два типа существ Для тантры понятия чистого и нечистого, существующие в социуме – это продукт двойственности. В Ануттара-тантре чистое – значит воссоединенное с Абсолютом.
С этой точки зрения всех живых существ можно разделить на два типа:
обладающих чистым видением, обладающих нечистым кармическим видением .
Причиной возникновения нечистого видения является майя. В сознании, затуманенным майей, возникает состояние двойственности и исконное пространство «Я»
утрачивается. Такое сознание выражается формулой: авидья – асмита – рага – двеша – абхнивеша. Вследствие ограниченной деятельности сознания постепенно порождаются клеши – нечистые состояния, создающие причины для новых клеш, возникает круговорот сансары. Когда клеши и нечистое восприятие вытеснены созерцанием, проявляющаяся энергия соединена с принципом недвойственности, всё воссоединяется с изначальным источником – говорят о чистом видении .
Многообразием кармического видения создаются локи, тонкие отпечатки в сознании объединяют существ, возникают чистые и нечистые кармические миры. В мирах нечистого кармического видения преобладают грубые элементы. Там сложно жить долго, поддерживать гармонию, в этих мирах радости быстротечны, творческий потенциал существ сильно ограничен, а у некоторых отсутствует, сознание затуманено клешами и концептуальным мышлением, основанным на идее: «Я есть это тело». В нечистых мирах сансары взаимоотношения строятся на клешах, привязанности, подчинении, борьбе и противостоянии, отчуждении из-за двойственности, сильном разделении между существами. В таких мирах сложно пребывать в созерцании, нужно прилагать огромные усилия для обуздания ума, усмирения клеш. Фактически, все миры сансары относятся к нечистым мирам .
Чистые миры порождаются чистым видением богов, святых йогинов и пробуждённых существ. Они созданы из тонкого созерцания и тонких элементов, воссоединенных с ясным светом – основой .
В чистых мирах элементы всегда гармоничны и благоприятны для тела и ума, творческий потенциал существ проявляется максимально. Здесь нет страданий, болезней, грубых страстей и желаний, нет омрачений. Клеши и нечистое восприятие вытеснены созерцательным присутствием .
В этих мирах царят гармония, любовь, радость, очень долгая жизнь .
Взаимоотношения строятся на самайи, уважении, любви, почитании тех, кто духовно выше. Все существа в чистых мирах непрерывно погружены в богосознание. Все прославляют Всевышний Источник – основу. Их сознание преисполнено преданности, величественного благоговения, божественного экстаза, восторга, ясности и недвойственной мудрости. Все действия таких существ подобны игре .
Чистые миры существуют двух типов. В Чистых землях живут еще не реализованные существа, но накопившие достаточно заслуг. Это один из уровней Освобождения .
Другой тип – миры, где реализована недвойственность, их населяют просветлённые .
Чистых миров существует бесчисленное множество, они длятся столько, сколько длится намерение, их создавшее .
НЛО и свидетельства Вед Тема этой главы – параллели между феноменом НЛО и ведическими идеями. Между 1947 и концом 1965 года ВВС США накопили 10147 донесений об обнаружении НЛО. К 1981 году Центр по изучению НЛО в штате Иллинойс сформировал компьютерный файл UFOCAT, содержащий около 60000 донесений об НЛО из 113 стран. Этот файл охватывает период с 1967 по 1981 годы .
Некоторые наблюдения НЛО включают отдалённые огни, видимые ночью; объекты, имеющие вид твёрдых тел и видимые в дневное время; объекты, обнаруживаемые радарами. Дж. Аллен Хайнек построил свою классификацию НЛО на основе этих трех групп. Кроме того, существуют еще так называемые близкие контакты (БК), которые
Хайнек подразделил следующим образом:
БК1: Обнаружение объектов на поверхности земли или близком расстоянии от наблюдателя .
БК2: Тоже, но с определённым воздействием объекта на окружающую обстановку, на наблюдателей или приборы. Например, выжженные, спекшиеся или уплотнённые участки почвы; временный паралич очевидца, помехи в работе электрических приборов .
БК3: Обнаружение внеземных существ самих по себе, или в связи с НЛО .
Близкие контакты третьего типа (БК3) затрагивают крайне странный материал .
Сообщения о человекоподобных существах различного облика и роста поступали в связи с НЛО начиная с 1940-х годов. В некоторых случаях этих существ просто видят, а по другим рассказам они вступают в общение, часто телепатическое. В большинстве случаев БК3 эти существа не берут очевидцев в плен физически, хотя, иногда они «оглушают» их или временно парализуют. Но в последние годы широкую огласку получил ряд соамантры. Сообщений о БК3, в которых НЛО вели себя агрессивно, похищали людей и забирали их на борт своих летательных аппаратов. В 1990 году Валле определил, что известное к тому времени число случаев с близкими контактами находилось между 3000 и 10000. Далее он убеждал, что на самом деле сообщения поступают в среднем об одном случае из десяти. Таким образом, в действительности могло произойти 50000 близких контактов, а если можно было охватить исследованиями полностью весь мир, то могло быть выявлено вдвое больше случаев.
С незапамятных времен в племенных обществах мистические контакты с высшими существами были обычным делом, также вступали в эти контакты цивилизации древних времен. Есть сведения о земных сообществах людей, которые поддерживали постоянные дипломатические связи с иерархией внеземных существ и существ из более высоких измерений. Это справедливо, в частности, по отношению к древнему ведическому обществу Индии. Многие черты современных феноменов НЛО можно увидеть в ведических описаниях пришельцев и контактов между людьми и иными гуманоидными расами .
Пураны говорят о 400 000 гуманоидных рас, живущих на различных планетах, и о 8 000 000 иных форм жизни (включая растения и низших животных). О человеке, каким мы привыкли его представлять говорится как об одной из наименее могущественных форм жизни среди 400 000 видов .
Внешность ведических гуманоидов также весьма разнообразна. Говорится, что тела некоторых из них (например, гандхарвов и сиддхов) похожи на человеческие и весьма красивы. О других говорится как об уродливых, пугающих, непропорционально сложенных. Одна из групп называется кимпурушами. Здесь «ким» означает «что за?», а «пуруша» – «человек». Многие ведические гуманоидные расы владеют особыми силами – сиддхи. Сиддхи напрямую связаны с некоторыми энергетическими возможностями энлонавтов .
Вот список некоторых из этих сиддх .
1. Общение на уровней мыслей, чтение мыслей .
2. Возможность видеть и слышать на большом расстоянии .
3. Лагхима сиддхи – левитация, антигравитация .
4. Анима и махима – способность изменять размеры объектов и живых тел .
5. Прапати-сиддхи – способность перемещать объекты с одного места на другое без видимого пересечения пространства. Путешествие в параллельные миры .
6. Способность беспрепятственно перемещать предметы через физические преграды (вихаяса). Также телепортация (мано-джара) .
7. Вашиша сиддхи – гипноз, контроль сознания .
8. Антардхана – невидимость .
9. Способность менять свой облик, генерировать иллюзорные формы .
10. Способность проникать в тело другого человека и контролировать его .
Говорится, что многие ведические гуманоидные расы жили в параллельных мирах высших измерений внутри Земли, на её поверхности и в непосредственной близости от нее. Одна из поразительных особенностей ведических источников состоит в том, что они часто описывают такие различные расы, как сиддхи, чараны, ураги, гухьями и видьядхары, совместно живущими и работающими в тесном сотрудничестве, даже несмотря на огромные различия в традициях и внешности .
В прошлом многих из этих видов гуманоидов можно было встретить на Земле как посетителей, или как обитателей. Более того, иногда большие участки земной поверхности были заселены различными видами гуманоидов и находились под их контролем. Это основа сюжета Рамаяны, которая рассказывает, как Господь Рама вызволил из царства Ланки свою супругу Ситу, похищенную ракшасом Раваной. В то время Ланкой правили ракшасы – одна из 400 000 гуманоидных рас .
В древней ведической цивилизации контакт с иными гуманоидными расами имел прочную основу. Небесные риши и девы могли регулярно посещать дворцы великих земных царей. Были установлены дипломатические отношения и поддерживалось взаимопонимание между лидерами человеческого общества и представителями других обществ космической иерархии. Это можно проиллюстрировать взятым из Бхагавата Пураны описанием жертвоприношения Раджасуя царя Юдхиштхиры, которая состоялась около 5000 лет назад в городе Индрарпастхе .
Собравшиеся министры, священники и другие возвышенные брахманы воспроизводили в звуке вибрации ведических мантр, а полубоги (девы), божественные мудрецы (риши), питы и гандхарвы пели молитвы и осыпали землю цветочным дождем… Многоопытные жрецы, великие ведические авторитеты, специально приглашённые цари, полубоги, мудрецы, предки и мистические духи, правители планет и их последователи – всех их почтил царь Юдхиштхира .
«Фактор Оз»
Британская исследовательница НЛО Дженни Рэндиз ввела термин «фактор Оз» для обозначения особого, почти напоминающего сон, состояния тишины, которая часто сопутствует контактам с НЛО. Этот феномен присутствует почти во всех рассказах .
Бетти Андерсон дала следующее описание начала контакта, во время которого существа вошли в её дом: «Сейчас я вижу свет розового оттенка, свет становится ярче. Он красновато-оранжевый, он пульсирует». Я сказала детям: «Спокойно, быстро идите в гостиную. Чтобы это ни было, оно уйдет». «Кажется, что над всем домом пустота. Вокруг словно полный покой… полная тишина» .
Ведическая литература также говорит о неестественной тишине, которая очень напоминает фактор Оз. Она связывается с очень яркой иллюзией, которая намеренно создается могущественными существами. Пример, иллюстрирующий это, взят из Рамаяны: «Затем Равана, приняв с корыстной целью облик нищего аскета, быстро подошел к уединенному жилищу, стремясь найти Ситу. Со спутанными волосами, в шафрановой одежде, неся тройной посох, чрезвычайно могущественный, зная, что Сита одна, он подошел к ней… От появления такого ужасного призрака, листья на деревьях перестали дрожать, ветер затих, воды бурной реки Годавари замерли и повернулись вспять…»
Наведенный паралич и внушение на большом расстоянии Одна из общих черт многих сообщений о похищении энлонавтами то, что похитители каким-то образом парализуют похищаемого. Похищенные часто связывают силу гипноза с глазами странных визитеров. Классическим примером является случай с Барни Хиллом, который рассказал, что его загипнотизировал пристальный взгляд пришельца, на которого он посмотрел через бинокль в то время, как тот наблюдал за ним из окна парящего НЛО .
В одной из историй Махабхараты Индру, царя девов, богиня Ганга привела на вершину Царя Тог в Гималаях. Индра следовал за ней, когда увидел вблизи от вершины Царя Тор прекрасного мальчика, сидящего на троне. Индра сказал ему: «Знай, что эта вселенная моя, я управляю миром». Мальчик, который тоже был богом, засмеялся и медленно поднял глаза на Индру. Как только мальчик взглянул на него, царь богов остолбенел и стоял неподвижно, как ствол дерева. Мальчик оказался Господом Шивой, который наказал Индру, чтобы излечить его от ложной гордости… Виманы Важно отметить, что древнему ведическому обществу были хорошо известны летающие корабли, называемые на санскрите – виманы. Они могли быть механизмами, состоящими из грубой материи или состоять их двух видов энергии, которые можно назвать тонкой и трансцендентной энергиями. Как правило, люди не изготавливали таких механизмов, хотя получали их от существ, владеющих более развитой технологией .
Типичные виманы обладали летными характеристиками, сходными с теми, что фигурируют в сообщениях об НЛО .
В истории о Шалве из 10-й песни Бхагавата Пураны есть описание полета вимана Шалвы: «Воздушный корабль, в котором сидел Шалва оставался загадкой. Это был такой необыкновенный корабль, что иногда казалось, что в небе появлялось множество кораблей, а иногда не было видно ни одного. Иногда он был видим, а иногда невидим, и воины династии Яду пребывали в недоумении, где же этот странный корабль. Его видели то на земле, то в небе, то приземлившимся на вершине горы, то плывущим по воде. Этот удивительный корабль летал по небу, как огненный вихрь, ни мгновения не оставаясь неподвижным» .
В качестве примера поведения НЛО, есть случай, происходивший 17 июля 1957 года, когда НЛО наблюдали несколько человек из персонала ВВС США. Самолет ВВС РБ-47, оборудованный электронной аппаратурой ЕКМ, с экипажем из шести офицеров, при перелёте из штата Миссисипи в Оклахому на высоте свыше 1100 км, в течение 1,5 часа преследовался НЛО. Объект «вели» наземные радары, он был зафиксирован бортовой электроникой и в течение определенных промежутков времени наблюдался экипажем визуально как яркий свет. Несколько раз объект мгновенно исчезал из поля видимости как людей, так и приборов, а затем появлялся вновь. Скорость его маневрирования лежала за пределами опыта лётного экипажа. Наблюдатели на борту РБтакже отметили, что НЛО иногда генерировал два сигнала, по-разному регистрируемых электроникой .
Проецирование иллюзорных форм Это еще одно сходство феномена НЛО с ведическими идеями. Об иллюзорных проекциях говорят многие отчеты о встречах с НЛО .
Есть пример, описывающий как девочка-подросток на пикнике с родителями приобрела необычайны опыт, увидев прекрасного оленя. Только с помощью гипноза удалось установить, что олень – это прикрытие близкого контакта с НЛО. Вот как она описывала оленя до гипноза: «Я думала об этом, но ничего не вспомнила, кроме чувства восхищения, которое я испытала, увидев прекрасного-прекрасного оленя. Было чувство восхищения чудом… Насколько я помню, олень посмотрел на меня и сказал «До свидания», телепатически, а затем он исчез, просто дематериализовался». Вернувшись к родителям после встречи с оленем, Вирджиния нашла их очень встревоженными, хотя ей казалось, что она отлучилась ненадолго. Мать заметила на её рубашке кровь, словно кровь шла из носа .
Во время гипноза, Вирджиния вспомнила, что её заманили в странный корабль: «Я иду сквозь лес, очень яркий свет. Корабль точно такой, как в кино. Он круглый, напоминает юлу. Столько света, что трудно смотреть… А потом я услышала, почти как шёпот: «Вирджиния… Вирджиния». Их слова появлялись сразу в моей голове»… Дальше она описала очень сложный контакт с типичными большеглазыми существами на корабле. Ей ввели в нос какие-то инструменты, чтобы взять образец ткани .
Эпизод с оленем случился после того, как она покинула корабль .
В Ведической литературе говорится, что многие расы обладают способностью создавать иллюзорные телесные формы, а также различные иллюзорные объекты .
Однажды Равана, царь ракшасов, пораженный красотой Ситы, замыслил похитить её. Равана попросил своего соотечественника Маричу принять облик золотого оленя и заманить Раму и его брата Лакшману подальше от Ситы. Марича появился в облике прекрасного оленя, с серебристыми пятнами и блеском драгоценностей. Время от времени олень пропадал из виду, становясь невидимым, и Рама решил убить его. Он выпустил смертоносную стрелу, иллюзия рассеялась и Марича в отвратительном облике громадного ракшаса покатился по земле… Приведенные выше примеры демонстрируют лишь часть наблюдаемых параллелей между описаниями контактов с НЛО и ведическими повествованиями. Есть явные сходства и по другим признакам: нестандартные путешествия в теле сквозь материю и пространство, расширение времени в иных мирах по сравнению с нашим при их посещении, сексуальные связи между людьми и другими гуманоидами, похищения на основе сексуального желания либо генетического расчета и другое. Надо отметить, что не только ведическая литература находит параллели с феноменом НЛО, есть также близкая связь и с другими древними традициями, например, старым европейским фольклором .
В целом всё, что касается контактов с НЛО, полно тайны и дезинформации .
Поведение НЛО неуловимо и общение с энлонавтами двусмысленно и противоречиво .
Кажется, что они намереваются влиять на человеческое общество дистанционно, не устанавливая связей, основанных на взаимном диалоге, в отличие от времен, описываемых в Ведах .
В большинстве стран официальные ученые, академические и правительственные круги не верят в наличие таких существ и в возможность их контакта с человеческим обществом.
Тем не менее, эти две сферы имеют тенденцию дополнять друг друга:
феномен НЛО подтверждает ведические взгляды на мир, которые, в свою очередь, могут помочь понять феномен НЛО .
Гуру в своих лекциях упоминал, что действительно, в иные эпохи, общение между людьми, богами и иными расами было очень распространено. Но с наступлением эпох упадка духовности, когда у людей начала преобладать анана-вайю, боги перестали посещать Землю .
Типичные энлонавты имеют отношение, вероятно, к более низким цивилизациям, чем боги. Хотя, Римско-католическая Церковь имеет примеры общения с существами более положительной духовной природы. В 1917 году в Фатиме трое детей встретились с лучезарной женщиной, которую они воспринимали как Деву Марию. Эти встречи происходили шесть месяцев, каждый раз 13-го числа. Собственно, прекрасную даму видели только трое детей, однако это видение сопровождалось множеством феноменов, свидетелями которых было беспрецедентное количество очевидцев. Эти феномены включали в себя появление светящегося шарообразного корабля и дождя из лепестков роз, которые исчезали коснувшись земли .
Происхождение человечества В одной из лекций, Гуру, комментируя текст «Йога Васиштха», рассказал о происхождении человечества. В главе текста «Сказка о сыновьях Инду», создатель Брахма по просьбе своего сына Васиштхи рассказывает, как была изначально создана эта вселенная. Брахма сказал: «В конце предыдущей эпохи была космическая ночь, и как только я проснулся в конце этой ночи, я помолился и посмотрел вокруг, желая создать вселенную. В моём разуме было желание созидания…»
Итак, Брахма – божество, имеющее величайший пост по творению вселенной. В то же время Брахма – это манифестация Абсолюта в аспекте раджас-гуны. Эта сверхмогущественная личность – иллюзорное тело, эманация Парабрахмана, возникающая из тенденции движения, раджаса .
Постепенно из разума Брахмы начал разворачиваться план творения, и в соответствии с этим планом творения стали появляться разумные существа .
Когда Брахма пребывал в саттве, появлялись божественные существа – кумары, риши, деваты, преисполненные света и саттвы. Они заселяли высшие локи, от Сатья- до Mахар-локи. Это были эманации Брахмы, наделенные определёнными функциями .
Когда творец Брахма пребывал в раджасе, он создавал более активных, гневливых, захваченных существ, таких как асуры, ракшасы, боги небес сансары .
Находясь в тамасе – то есть объединяя с гуной тамас свою творческую силу, Брахма создавал тамасичных существ – претов, ракшасов, бхутов, привидений и духов .
В первое время те из существ, кто пребывал в саттве и раджасе, не знали чувства раздельности, они знали себя эманациями Брахмы, время и пространство подчинялось их разуму. Постепенно, чувство индивидуальности, воля, начали вытеснять это знание и они слишком увлеклись теми функциями, которыми были наделены .
Сам Создатель Брахма так говорит Васиштхе: «Итак, я начал творить свои миры, как естественное выражение моей природы. Что появляется в чьем-то сознании, то воплощается, утверждается и приносит плоды! Такова сила разума. Разум имеет в самом себе самые разные потенциалы, как приправы имеют в себе вкус. Это сознание само проявляется как тонкое и эфирное тело, и когда оно становится плотным, оно само кажется материальным телом. Я не есть, и никто другой из присутствующих здесь не есть в этой вселенной, всё это ничто иное, как бесконечное сознание. Чистое и бесконечное сознание думает о себе, как об индивидуальном сознании, душе, и как о разуме, и потом верит, что оно является телом. Когда эта сноподобная фантазия длится сколько-нибудь долго, этот сон чувствуется как реальность!».. .
Постепенно возник ошибочный эгоизм, разделения, сотворённые существа стали чувствовать себя отдельными от Брахмы; потеряв связь с изначальным Творцом, в них исчезла память о творческой силе, они почувствовали недостаточность духовного опыта, потребность в более плотном опыте. Так началось нисхождение в более плотные слои .
Некоторые души опустились до таких плотных миров, как Земля, на которую и началось нисхождение в начале Сатья-юги. В то время на этом плотном плане воссоздавались временные тела, не было сна и смерти, полов и воспроизводства себе подобных, эти тела питались лишь запахами и медитативными опытами, существовали сверхспособности .
Но по мере изменения общей духовной ситуации, с наступлением Трета, Двапараюги стали преобладать материальные элементы, сверхспособности утрачивались. Тела начали создаваться на более долгое время, существа начали утрачивать память о себе, в момент создания тела они теряли самоидентификацию, начался процесс воспроизводства, возникли понятия жизни и смерти, был потерян контроль над возвращением частью душ .
Эволюция пошла по неправильному пути. Другая часть душ отказалась от посещения таких миров, как Земля .
Оставшиеся на Земле стали полузвериными, они были вынуждены бороться за выживание, были утрачены все божественные способности, возник непрерывный процесс реинкарнации. Из этой ветви эволюции произошло нынешнее человечество .
В Йога Васиштхе Брахма говорит: «С каждым видом существ, проявляющихся во вселенной, одновременно появляется его природное поведение. Только их собственное невежество по отношению к собственной неотъемлемой сущности или сознанию приводит к такому поведению и действиям, которые вызывают реакцию в следующем рождении» .
Некоторые божественные существа помнят историю человечества, но не вмешиваются в ход эволюции, почитая закон свободной воли. Нам же следует стремиться восстановить свою родословную, идущую от самого Парабрахмана .
Заключение В трактате были представлены четыре классификации многообразия живых существ Вселенной. Кашмирский шиваизм выделяет 7 видов существ, связанных с одним из четырех состояний сознания, а также с одной из 36 стадий эволюции, согласно философии этого учения, с одной из 36-ти таттв .
Буддийская космология и миры в ней представленные, также напрямую указывают на состояние сознания в весьма известном и понятном для практикующего аспекте достижения одного из восьми типов медитативной поглощенности, либо её отсутствия .
Ведическая традиция даёт возможность получить представление о 14-ти планах вселенной через изучение существ, их населяющих.
В конечном счете, только состояние сознания определяет местопребывания существа .
В дополнение к таблице 1 следует добавить, что состояние бодрствования соответствует миру явлений, состояние сна – астральному плану, состояние сна без сновидений – каузальному плану и состояние турьи – миру истинного Я .
Изучение космологии с точки зрения духовных традиций даёт возможность реально оценить положение мира людей во вселенной духовной иерархии. Йогин, дерзнувший превзойти рождение и смерть, увидит такое положение как вызов, а строение вселенной – как путеводную карту. Ведь вся вселенная с её мирами и существами существует в его сознании, а потому всё возможно для него. И все представленные традиции утверждают, что из состояния человеческого существа можно подняться на высшие ступени иерархии – благодаря упорным усилиям .
Вот что говорит риши Васиштха: «В этом мире достичь чего-либо можно только собственными усилиями, и когда что-то не удаётся, искать причины надо в недостаточном усилии. Это очевидно, и то, что называется судьбой, есть выдумка, и никакой судьбы нет .
Собственные усилия – это те действия, которые делаются в соответствии с инструкциями мудрого человека, хорошо знающего писания. Только благодаря таким усилиям, Индра стал королём рая, а Брахма стал создателем, и все остальные боги и полу-боги оказались на своих местах».