Этапы жизни в Индуизме. Касты.
ЭТАПЫ ЖИЗНИ В ИНДУИЗМЕ. Классика. ЧЕТЫРЕ ЭТАПА ЖИЗНИ
В основе арийского общества лежало, во-первых, разделение на сословия, или варны*, а во-вторых, представление о периодах (или ашрамах), на которые должна разделяться жизнь каждого человека. Арийское общество состояло из четырёх сословий, и жизнь каждого ария делилась на четыре этапа.
Высшие варны отличались от низших обрядом посвящения (упанаяна). Его совершали, когда мальчику исполнялось 8-12 лет. Избежать посвящения было невозможно: без этого путь в варну, а позже и в касту, и в общину был закрыт. Обряд включал в себя несколько процедур, и главной среди них было вручение священного шнура, который с этого момента следовало носить постоянно.
БРАХМАЧАРИН. Прошедшие обряд посвящения назывались “двиджа”, т.е. дважды рожденные. С этого момента начинался этап ученичества, человек становился брахмачарином. Этот период жизни рекомендовалось проходить в доме духовного наставника – гуру. Под его руководством ученик изучал священные тексты и обучался правилам доброго и правильного (т. е. предписанного традицией) поведения. Он должен был узнать принятые в его касте формы приветствия старших и формы ответа на приветствия, формы обращения к старшим и младшим, женщинам разных социальных слоев, родственникам, разным должностным лицам. Важно было выучить всё правильно и ничего не перепутать: даже самый простой вопрос о здоровье содержал подвох, т. к. в зависимости от кастовой принадлежности для слова “здоровье” следовало выбирать разные выражения.
Ученик должен был совершать регулярные омовения, возлияния воды богам и приносить топливо для очага. Брахманы обучались главным образом исполнению жреческих обязанностей, кшатрии – владению оружием, вайшьи – той профессии, которая считалась наследственной в их семье.
Продолжительность обучениябыла различной; в некоторых текстах говорится даже о 48 годах. Но, как правило, обучение завершалось к 16 годам.
ГРИХАСТХА. Закончив период ученичества, юноша возвращался домой (если только он не учился дома), К этому времени он достигал физической и духовной зрелости и был готов исполнять семейные обязанности. В его жизни начинался второй этап – домохозяина (грихастхи). Теперь ему надлежало заботиться прежде всего о продолжении рода, о содержании семьи и воспитании детей.
Юноша вступал в брак. И по сей день в Индии его устраивают родители жениха и невесты после длительных переговоров и советов с астрологами. При этом должны строго соблюдаться правила, учитывающие степень родства и кастовую принадлежность. Существовало множество ограничений, из-за которых брак становился невозможным,
В древних текстах перечисляются восемь типов брака, получивших названия по именам богов и иных сверхъестественных существ: с уплатой женихом выкупа за невесту и без уплаты, с умыканием, брак по взаимной любви без каких бы то ни было материальных обязательств и т. д. Самым добродетельным считался брак, в который вступали стороны, равные по варне. Он назывался именем верховного божества Брахмы.
Браки освящались пышными, сложными и дорогостоящими обрядами, которые в основных чертах сохраняются и поныне. Одной из важнейших брачных церемоний было возжигание священного огня, с помощью которого домохозяин впоследствии должен был выполнять домашние обряды, совершать жертвоприношения и с его же помощью готовить пищу. Ему предписывалось также ежедневно исполнять пять “великих жертвоприношений”: Брахме – чтением вед, предкам – водой и пищей, богам – возлиянием на огонь очищенного коровьего масла, духам – разбрасыванием остатков пищи и, наконец, людям – гостеприимством.
ВАНАПРАСТХА– Выполнив свой гражданский долг, дожив до седин и “дождавшись детей своих детей”, т.е. внуков, дваждырождённый мог оставить мирскую жизнь и удалиться в лес, став отшельником (ванапрастха). В этот период жизни ему следовало очищаться от всякой скверны и прегрешений, предаваться благочестивым размышлениям, усмирять бренную плоть и выполнять религиозные предписания. Он мог поселиться в небольшой хижине и жить подношениями окрестных сельских жителей. Так предписывалось проводить третий период жизни.
САННЬЯСИН. Перед смертью, отрешившись от всего земного, отшельник покидал свою лесную обитель и становился бездомным странником (санньясином). Он не нуждался ни в чём, кроме ветхого рубища, посоха и чаши для подаяния. Он жил, ожидая смерти, “как слуга жалованья”.
Закон четырёх ашрам соотносился с главными жизненными целями. На первой стадии (ученичества) ведущей целью была дхарма – нравственный долг, обязанность, добродетель. Домохозяин следовал принципам артхи, т. е. деятельности, направленной на достижение материального благополучия, власти и т, п., а также камы – любви и наслаждения. На последних стадиях жизни главной целью становилась мокша – духовное освобождение от сансарного бытия.
Для каждого периода предлагался также предпочтительный круг чтения; для учеников – веды*, для домохозяев – брахманы*, для лесных отшельников – араньяки, а для санньясинов-аскетов – упанишады*. Каждой ашраме соответствовал определенный тип деятельности и особый тип поведения. Ученику, например, вменялось в обязанность делать всё полезное для гуру. “Законы Ману” давали подробные указания о правилах поведения: “В присутствии гуру надо всегда есть меньше, чем он, носить худшую одежду и украшения, полагается раньше него вставать с постели и позже ложиться. Нельзя ни отвечать, ни разговаривать с ним лёжа, сидя, принимая пищу, стоя или отвернувшись. Надо стоять, когда гуру сидит, приближаться, когда тот стоит, идти навстречу приближающемуся, бежать вслед бегущему”.
Четверичный закон был некоей идеальной установкой, ей должны были следовать все члены высших каст. Но в реальной жизни нередки были и отклонения от него. Большая часть дваждырождённых удовлетворялась положением домохозяина и откладывала обретение высшего блаженства до следующих, более счастливых рождений. В то же время многие отшельники и аскеты Древней Индии не были старыми людьми, потому что сокращали или совсем пропускали этап домохозяина.
Касты в Индии: особенности общества
Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.
Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже древние арийские народы, проживающие на территории современной Индии приблизительно за полторы тысячи лет до нашей эры, уже имели общество, разделенное на сословия.
Гораздо позже эти социальные слои стали именоваться варнами. Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны): брахманы — священнослужители; кшатрии — воины; вайшья — рабочие люди; шудры — разнорабочие и слуги.
Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния:богатые хотели находиться в окружении только подобных себе, преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.
Главные характеристики каст
Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения.
Брахманы — высшая каста
Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.
Брахманы имеют очень много запретов:
мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами.
Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины.
Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.
Кшатрии — каста воинов
Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров. В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.
Вайшья
Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали. Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.
Шудры — низшая каста
Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах.
Неприкасаемые
Отдельно выделяется каста неприкасаемых:такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.
Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий.
Уникальные особенности каст
Имея по соседству брахмана, ему можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит.
Брахманы никогда не дарят подарков: они принимают, но не дают.
Среди иностранцев ходят шутки о том, что все индийские программисты принадлежат к касте брахманов.
Можно перейти в низшую касту, но получить касту рангом выше — невозможно.
В плане владения земельными угодьями шудры могут быть даже более влиятельны, чем вайшья. Шудры низшего слоя практически не используют денег: за работу им платят пищей и бытовыми принадлежностями.
Касты в современной Индии
Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.
В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более З тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.
В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.
В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.
Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.