Павел Калягин
Йога ашрам > Малые чакры

Малые чакры

Калпа-врикша (Хрид-чакра).

   “Таттва есть семя, хатха есть душа, тотальное отсутствие желаний (вайрагья) есть вода. Из этих трёх немедленно произрастает калпа-врикша (дерево исполнения желаний), которое есть унмани-авастха (состояние без ума) “.

” Хатха-йога-прадипика” (4.103)

   Вторичная чакра, находится ниже околоплодника анахата-чакры, в центре груди.

Калпа-врикша находится внутри красного лотоса. У лотоса восемь лепестков, и он повёрнут вверх. Засоры в хрид-чакре приводят к развитию эгоцентризма, противопоставлению “святого” и “обыденного”, “чистого” и “нечистого”, что на физическом уровне выражается в сердечных заболеваниях.

   Когда пробуждается эта чакра, исполняются всё желания йогина.

   Цвет: золотой, белый.

 

   Манас-чакра.

   Название :”центр ума”.

   Манас-чакра расположена над аджна-чакрой, ниже лба над точкой бинду-питха, чуть выше точки пранава-бинду в аджна-чакре.

   У неё шесть лепестков белого цвета.

   На лепестках манас-чакры находятся шабда-джняна (знание звука), спарша-джняна (знание осязания), рупа-джняна (знание видимых форм), расапабхога и свапна, или способности слышать, осязать, видеть, обонять, чувствовать вкус и спать, т. е. отключать способности.

   Считается, что во время сна эта чакра становится чёрного цвета, поскольку в это время ум погружён в бессознательное.

   Манас-чакра является центром чувственного сознания. Пять лепестков манас-чакры связаны с пятью органами чувств (вкус, зрение, запах, осязание, слух). Они активны в бодрственном состоянии. Через эти лепестки происходит взаимодействие сознания с внешним миром.

   Шестой лепесток манас-чакры активен во сне и медитации, при ясновидении, осознанных снах, через него происходит осознание астрального тела. Эта чакра важна для контроля астрального тела.

 

   Лалана (талу).

   Лалана-чакра расположена под сахасрара-чайрой и над аджной. Если рассматривать снизу – в верхней  небе, там, где оно соприкасается с шеей. У неё двенадцать лепестков (двенадцать исходящих нади).

   Биджа-звуки на лепестках: ХА, СА, КША, ИА, ЛО, ВА, РА, ЙА, СА, КХА, ПХРЕМ.

   Витти на лепестках:

-чистота (шуддхата),

-бесстрастность (арати),

-волнение (самбхрама),

-желание (урми),

-вера (шраддха),

-удовлетворённость (сантоша),

-чувство вины (апарадха),

-самообладание (дама),

-гнев (мана),

-привязанность (снеха),

-печаль (шоха),

-горе, уныние (кхеда).

   Биджа чакры: ОМ.

   Эта чакра связана с переносом нервных импульсов от мозга к органам тела.

 

   Сома-чакра (инду, амрита-чакра).

   “В середине сахасрары есть йони, а ниже её – мистическая луна. Пусть мудрец созерцает её.

   Такого йогина будут любить боги, адепты и все люди этого мира. В середине лба пусть он созерцает молочный океан, потом пусть медитирует на луне, которая в сахасраре.

   Луна – источник нектара, и она имеет кала (степени нарастания). Пусть он размышляет над её чистотой. Постоянно так упражняясь, он постигает это за три дня. Тогда будут сожжены все его грехи.

   Будущее откроется ему, ум очиститься, и даже если он совершил пять смертных грехов, они разрушатся за одно мгновение такого созерцания.

   Любое положение звёзд и планет будет для него благоприятным. Ничто не будет ему грозить, и успех будет способствовать ему во всём. Силы кхечари и бхучари откроются ему созерцанием этой луны. Йогин становится адептом, и он становится подобным мне.

   Пусть йогин всегда пьёт нектар, стекающий оттуда, где сила Кула (Кундалини) поглощается Параматмой. Так он побеждает смерь”.

   “Шива Самхита” (5.145 – 157)

   Название: “луна”.

   Количество лепестков: шестнадцать, их называют шестнадцать кала. Лепестки белого цвета или бледно-жёлтые.

   Эта чакра считается центром высшего творческого интеллекта (буддхи). С ней связано синтетическое, объёмное, целостное восприятие мира.

   Место: расположена посередине лба, над манас-чакрой.

   Дэвата: Парашива, восседающий на лебеде.

   Шакти: Сиддхакали.

   Биджа: ХАМСА в форме лебедя.

   Вритти на лепестках:

  милосердие (крипа),

  кротость (мридута),

  терпение (дхайрья),

  бесстрастие (вайрагья),

  упорство и твёрдость (дхрити),

  процветание (сампат),

  радость (хасья),

  восторг, трепет (романча),

  смирение (виная),

  медитация (дхьяна),

  покой (сустхирата),

  серьёзность (гамбхирья),

  усердие (удьяма),

  контроль над эмоциями (акшобха),

  великодушие и щедрость (аударья),

  сосредоточенность (экаграта).

 

   Бинду.

   Бинду является ядром, центром двух изначальных принципов: сознания и энергии, Шивы и Шакти, пуруши и пракрити, двух полярных принципов, которые в теле человека олицетворяются красной и белой каплями, встречающимися в бинду (в капле, в ядре). Когда они встречаются в бинду, ядро трансмутирует, взрывается, проявляясь как кала (сияющие лучи) и нада (первое проявление энергии в виде вибрации, которое даёт основу для будущего творения вселенной).

   Бинду олицетворяет энергию внешней и внутренней вселенной. Существует Махабинду – это всё творение вселенной в виде сознания, Пара-бинду – это форма сознания, творящего вселенную, сукшма-бинду – это непосредственное индивидуальное осознавание, стхула-бинду – это красные и белые капли в теле человека.

   В традиции Лайя-йоги нада, бинду и кала описываются как звук, свет и сияние. Принцип бинду олицетворяет собой чистый свет, нада олицетворяет собой звук, кала олицетворяет собой различные видения, которые возникают в практике как следствие осознавания.

 

   Бинду-висарга

   Сахасрара-чакра является источником белой капли в теле (бинду), а место, откуда появляется бинду – бинду-висарга.

   “Луна, путешествующая через ида-нади, левый канал, орошает всё тело нектаром, а солнце, путешествую через правый канал (пингалу), высушивает нектар”.

  Бинду-висарга является хранилищем карм всех прошлых жизней человека.

  Название : “капля”, “точка”.

  Место: вершина затылка, место для “брахманской шикхи”.

   Форма янтры: полумесяц, освещающий лунным светом ночное небо и белая капля нектара, стекающего в вишуддха-чакру.

   Бинду связан с вишуддха-чакрой тонкой сетью нади, идущих по внутренней части носовых проходов и пересекающих лалану, которая находится за небом над малым язычком.

   Физическое описание: небольшое углубление внутри центров верхней коры головного мозга. Это углубление содержит мельчайшую каплю, в центре которой есть небольшое возвышение, подобное острову посередине озера.

   Измерение: Сатья-лока.

   Оболочка (коша): анандамайя-коша.

   Бинду считается воротами Пустоты. Связь с более высокими чакрами, находящимися за пределами физического тела, происходит через прохождение бинду-висарги.

 

   Нирвана-чакра.

   Принадлежит к семейству аджна-чакры (по другим источникам – сахасрары). Нирвана-чакра считается наивысшей чакрой, существующей в пределах физического тела. В нирвана-чакре заканчивается сушумна-нади, в ней переживаются высшие уровни дхьяны, в которых личное “я” йогина растворяется в Абсолюте.

 

   Гуру-чакра.

 Находится над черепом за пределами физического тела. Принадлежит к семейству сахасрары, имеет двенадцать лепестков. Является “нижним окончанием” сахасрары. Концентрация на гуру-чакре открывает дверь в самадхи.

  

   Брахмаранда

   “Полость сушумны в области адхары – это брахмаранда. Тот мудрец, который знает это, освобождён от цепей кармы.

   Три потока встречаются у рта брахмаранды. Омовением в этом месте достигается спасение.”

   “Шива Самхита” (5.130 – 131)

   Это заросшее отверстие в верхней части черепа между двумя височными и затылочной костями. Это место, через которое прана освобождённого йогина выходит из тела в момент смерти.

   “Сто и один нерв выходят из сердца. Из них только один выходит, проникая в голову. Тот, кто взойдёт по нему, становится бессмертным”.

   “Катха упанишада”, песня 3 (16)

 

   Семь малых чакр нижней части тела.

   Атала.

 Расположена ниже муладхары в тазобедренных суставах. С ней связаны страх и грубая похоть.

 Соотносится с низшим астральным миром, называющимся Атала (один из адских миров).

 

   Витала.

 Вторая чакра ниже уровня муладхары, расположена в бёдрах. С ней связано проявление бурного гнева.

  Соотносится со вторым уровнем низшего астрального мира, называемым Витала или Авичи (“безрадостный”).

 

   Сутала (“великая бездна”).

 Расположена в коленях. Местообитание чувства мстительной ревности и зависти.

  Соотноситься с третьим низшим астральным миром, называемым Сутала или Самхата (“отброшенный”).

 

   Талатала (“низшая сфера”).

 Центр в икрах ног. Выражает постоянное умственное заблуждение и беспокойство, тупое упрямство и связана с тотальным инстинктом самосохранения.

 Соотноситься с четвёртым миром низшего астрала – Тамисра (“тьма”), по-другому – Талатала.

 

   Расатала (“подземная область”).

 Центр в лодыжках. Связана с чувством эгоизма и собственничества. Соотноситься с пятым нижним астральным миром – Риджима (“изначальный”) или Расатала.