Уровни сознания
Современная психология при изучении состояний сознания человека чаще всего оперирует тремя понятиями: сознательный уровень, подсознание и бессознательное.
В традиции йоги сознательному уровню соответствует термин «джаграт», подсознанию — «свапна», а бессознательному — «сушупти».
Однако помимо этих трех уровней сознания человека в йоге также описана подробная технология достижения четвертого состояния сознания, в котором ум человека лишен сковывающих его ограничений и находится в состоянии кристальной ясности, чистоты и свободы — «турии».
Современные синонимичные название данного уровня сознания: сверхсознание, трансперсональное сознание и др.
Уровни сознания в йоге
Когда человек воспринимает окружающий его мир из состояния бодрствования (джаграт), то активное участие в данном процессе принимает на себя физическое тело (стхула шарира).
Посредством пяти органов чувств (индрий): глаз, ушей, обоняния, осязания и вкуса информация, поступающая из «внешнего» и «внутреннего» пространства, переносится в место ее обработки — ум (манас), затем транспортируется в буддхи (тело интеллекта), где соотносится с уже имеющимся опытом, структурируется и оформляется в определенные выводы, идеи и концепции, которыми начинает оперировать эго (ахамкара), помещая их в область памяти (смрити).
Обратный путь взаимодействия: ахмкара — буддхи — манас заканчивается контактом органов действий (кармендрий): рук, ног, речи, репродуктивных и выделительных органов с объектами окружающего мира.
В некоторых йогических традициях, например в бихарской школе йоги, считается, что данный уровень сознания очень тесно интегрирован с деятельностью пингала нади — энергетического канала, идущего в тонком теле, проецируемого в физическом пространстве справа от позвоночного столба.
Подсознательный уровень (свапна) характеризуется встречей сознания с собственным субъективным опытом, представленным в форме фантазий и снов.
Реализация работы данного уровня сознания связана с деятельностью ида нади — «левым» энергетическим каналом.
В данном процессе ведущую роль занимает «тонкое» астральное тело «сукшма шарира», которое обрабатывает впечатления, полученные в бодрствующем состоянии сознания (джагат), снова переживая их, порою даже более ярко и интенсивно, чем в «сознательном» состоянии.
«Третий» уровень сознания — бессознательное (сушупти) характеризуется погружением потока внимания в причинное тело (карана шарира).
Здесь полностью отсутствует деятельность и «грубого», и «тонкого» ума, которые поглотились истинным «Я». В таком состоянии нет восприятия идеи времени и пространства, однако оставшиеся глубинные отпечатки самскар все еще мешают наладить «максимально объективный» характер взаимодействия с Абсолютом.
Мандукья упанишада описывает это расширенное состояние сознания как «сон без сновидений, без желаний в царстве интуиции»
Сушупти обладает тесной связью с функционирование центрального энергетического канала (сушумны).
Лишь только после окончательного пробуждения сознания и его выхода за пределы ограниченной дуальности «сон-бодрствование», оно попадает в «четвертое» состояние.
Этот «уровень» получил название «турия». Сознание, пребывающее здесь, полностью лишено какого-либо омрачающего влияния субъективного или объективного опыта.
Достигнув данного этапа, индивидуальное самосознание, обретя полное освобождение, сливается с безупречным Абсолютом.
Турия, как особый уровень сознания, приводит к осознанию единства, цельности и безграничности индивидуальной души в процессе ее взаимодействия с безграничным Мирозданием.
Человек, достигший практикой йоги либо любой другой технологией интегрального тренинга этой путевой точки своего индивидуального развития, возвращает свое «созревшее» индивидуальное сознание и всю имеющуюся в его распоряжении прану в космическое тело, прочно укореняясь в нем.
Это состояние сознания полностью свободно от оперирования любыми даже самыми «расширяющими» концепциями и потому не поддается адекватному описанию посредством вербальных шаблонов человеческого языка.
Все данные уровни могут быть испытаны одновременно, и целью практики йоги является собирание «расщепленных» частей индивидуального самосознания в единое целое с постепенным выходом из-под влияния полярной деятельности иды и пингалы.
Сосредоточив свое сознание в центральном канале (сушумне), йог постепенно наблюдает за его кристальным очищением и созреванием, а в должный момент покидает и эти границы…
Уровни сознания и их сила
Существует три уровня сознания. Внешнее сознание, подсознание, сверх подсознание .
Первый уровень, его еще называют грубым, человек его использует, когда он находится в бодром состоянии. Примером может, послужит — делая работу в данный момент, мы пользуемся им.
Второй уровень – это подсознание или его еще называют тонкое сознание, оно, как правило, демонстрируется в наших сновидениях или же, когда мы оказываемся в ситуации стресса.
Грубое сознание имеет четкие черты, и оно очень легко контролируется. Подсознание же не имеет такие черт, все явления воспринимаются прямолинейно и не контролируются человеком. Основу всех желаний человека берут истоки из второго уровня сознания. Для людей очень важно прийти к этому виду сознания, для того что бы освободиться от своих неосознанных желаний.
Достичь подсознания можно следующим образом. Сначала с помощью пранаямы или мудри. Потом пробудив уникальную энергию – Кундалини. Затем постоянным, глубоким размышлением о разрушительных желаниях . И последнее это практика неуклонного служения, будучи предрасположенным к богам. Доступ без подготовки в подсознание может завершиться тем, что мы потеряем контроль над собой и своими желаниями.
Мы должны постоянно и постепенно очищать подсознание самобичеванием, идя путем накапливания в душе света.
Всё, что люди делают в своей обыденной жизни, все их мысли и действия плывут в подсознание, которые имеют вид информации. Неоднократно постигнутая информация становиться первоосновой человека, после чего начинает выражать его поведение, стремления, желания. На втором уровне сознании наш фундамент — сила воли, с помощью которой подсознание может формировать любые изображения на свой взгляд.
Сверхподсознание
Обычный человек не сможет постичь этот очень тонкий уровень сознания. Способны на это только люди , которые входят в вершину божественного состояния – Самадхи. Существуют на этом уровне три основные корневые понятия: Страстное Влечение, Неведение, Гнев.
Страстное Влечение — заключается в работе ума, который заставляет нас идти к цели обладания людьми или предметами. Неведение — работа ума, которая принуждает нас искать ублаготворение от мгновенных удовольствий и отвергать истинность вещей. И Гнев – опять таки робота ума, которая заставляет людей делать вредные поступки другим людям.
Сознание имеет двумерное явление:
- первое — оно содержит в себе информацию про окружающий мир, объекты;
- второе – оно целенаправленно на субъекта сознания и на самого носителя ,то есть выражается в качестве самосознания.
Сознание формирует картину мира, в которую входит и сам человек, его состояния и его поступки. Если у людей есть дар к самопознанию, то он есть фундаментом для бытования, потому что психические явления без нее для познания были бы закрыты.
Не было бы рефлексии — люди не могли бы представить о том, что у них есть система явлений субъективного внутреннего мира, то есть психика.
Самосознание — это составить себе представление о том, что ты думаешь, о том что ты чувствуешь , о том какова твоя деятельность и то в чем заключаются твои потребности. В этом и есть различность человека от животных. В процессе самопознания человек развивает свои качества, самосовершенствуется, понимает смысл своего существования.
Если заниматься духовной практикой, нужно учитывать следующие этапы: сначала очистить грубое (первый уровень) сознание; потом подсознание и так же сверхсознание . И согласно карме, мы достигнем ступени Нирваны, где довольствуются тремя безусловными состояниями – радостью, свободой и счастьем.
Еще по-другому излагают уровни сознания. Существуют: индивидуальный, духовный и личностный уровни.
Личностный уровень отождествляется с большим количеством знаний, интересов, мнений о себе, оценка собственных действий. Знания личности и собственное мнение очень высоко ценятся, хотя с реальностью они не совпадают. Внутренний мир личность от внешнего мира прячет, при этом меняя свои стереотипы, установки, стремиться к таким ценностям как, быть выше остальных, проявление исключительности своего “Я”. Всем известно , что личность зависит от социума ,и если социум разрушиться, то это распространяется и на личность.
Индивидуальное сознание оно не зависит от общества, использует свободно разных источников информации, не боится меняться и не осознает духовное состояние, а личность за это, грубо говоря, ненавидит его.
Но индивидуальности также присуща зависимость от установок, ценностей, принципов. Также в основе индивидуальности лежит понимания других и себя и их взаимосвязи, пытается понять реальные действия.
Индивидуальность проходит мимо мнения личности. Если индивидуальный уровень прочувствован, прожит, осознан, и человеку необходимы перемены в своем внутреннем мире, то ему необходим переход к следующему уровню — духовному, человек понимает, что его внутренний мир обновляется.
Духовный уровень — это, когда необходимо прочувствовать сам индивидуальный уровень, осознать понимание ценностей, Законов Природы, причинно-следственных связей, принять то, что его необходимо изменить. Целью этого уровня есть представления обратной связи с внутренним и внешним миром человека. Именно на этом уровне люди ощущают сплетение воедино прошлого, настоящего , будущего и то, что можно влиять на процессы за рамками времени и пространства.