Павел Калягин
Йога ашрам > Заключение

Заключение

Йога подобна древней реке с бесчисленными порогами, водоворотами, петляниями, притоками и заводями, протянувшейся вдоль живописных берегов, населенных разноплеменным людом. Здесь я представил взгляд с высоты птичьего полета, позволив читателю узреть картину во всем ее величии, и лучше, надеюсь, оценить благодатные воды йоги и разнообразный культурный пейзаж, где протекала река йоги за время своего тысячелетнего существования. Иногда я наводил объектив на что-нибудь особо примечательное, исследуя это в той мере, насколько позволял объем книги и сохранившихся источников.


Свой последний взгляд мы бросили на прибрежное течение хатха-йоги, ту сторону тантризма, которая стремится обрести сразу и духовное просветление, и телесное бессмертие. Это тот рукав извивающейся в своем течении реки йоги, который выносит нас к океану — миру, что за пределами Индии. Ведь йога решительно несет свои воды на Запад. Сегодня миллионы людей практикуют медитацию. Они радуются открывающимся им прозрениям в тайны сознания и его поразительной способности превозмогать себя — то есть выходить за пределы своего собственного обусловленного существования.


Однако немногие всем сердцем отдаются изучению замысловатой психотехники различных течений традиции йоги. Именно им и открывается, что сознание, человеческое тело и ум, представляет собой прекрасно оснащенную лабораторию, где можно отыскать посредством экстатического самопреодоления философский камень — алхимический эликсир просветления. Конечно, не каждый способен последовать их примеру.


Тем не менее традиция йоги, чьих наставников все еще можно пока отыскать, предлагает удивительную возможность проникнуть в психические и духовные планы бытия, которые наша постиндустриальная цивилизация склонна не замечать и даже избегать. Мы можем изучать произведения йоги как древние, так и современные, и тем самым позволить заключенному в них эзотерическому знанию и мудрости обогатить наше понимание человеческой природы. Под чьим-либо руководством, мы можем даже попытаться проверить на себе некоторые из утверждений знатоков йоги прошлого и настоящего. Разумеется, это не должно быть слепым подражанием Востоку, но мы можем многое почерпнуть из его побед и поражений.


Очевидно, йога заслуживает значительно более пристального внимания со стороны ученых, нежели это делается сейчас. Наша современная западная цивилизация, которая ныне оказывает влияние на самые отдаленные уголки мира, срочно нуждается в психотехнике, которая способна уравновесить пагубные последствия крайностей научного прогресса и несовершенства сознания, что его породило. На ученых, которые, прежде всего, считают своим долгом познание реальности, лежит особая обязанность изучить великие прозрения духовных традиций Востока, которые серьезно оспаривают нынешнее научное мировоззрение.


Ограниченность материалистического миропонимания становится все более очевидной в двадцатом веке. Растет число ученых, которые начинают сомневаться в отношении того, что пытаются наблюдать, измерять, описывать и уяснять. Это зародившееся сомнение, возможно, откроет доступ к более широкому миросозерцанию, которое учитывает и психодуховную сторону бытия. Прозрения и открытия духовных традиций Индии, тщательно собираемые на протяжении многих тысячелетий, могут позволить нам прозреть тс что лежит по другую сторону, стоит лишь выйти за пределы нынешних научных догм.


Последователи такой преобразованной науки, действительно тогда сумеют отделить реальность от вымысла, и творческую работу воображения (мифологию) от пустых фантазий. Они также окажутся в состоянии создать новый язык. который, несомненно, необходим для описания того, с чем им предстоит столкнуться. Кроме того они вновь научатся испытывать трепет перед великой Тайной бытия, своим смирением преобразив себя. Этот духовный вызов противостоит нам всем, и сегодня это противостояние ощущается более чем когда-либо прежде в человеческой истории.


Совместно и в отдельности мы обязаны отыскивать наши собственные ответы — нашу собственную йогу.