Остановка дыхания, выделение тонкого тела и Савикальпа-самадхи
Когда прана йогина входит в центральный канал, его дыхание становится едва уловимым, а затем и вовсе исчезает, сердце останавливается, и тонкое тело выделяется через макушку. Йогин, покинув на время физическое тело, может путешествовать в тонком теле в другом измерении.
Выделение тонкого тела может происходить следующим образом.
Иногда йогин видит тёмно-красную энергию, идущую снизу, иногда он видит серебристо-белую спираль, взвивающуюся по позвоночнику, иногда он может видеть цвета чакр, элементов или ветров (вайю). Например, можно видеть искры как от пламени, или пространство фиолетового цвета в межбровье.
Йогин начинает видеть очертания чакр. Сначала они видятся в виде сияющих бело-желтых точек, затем видны их подробности. Йогин созерцает канду в виде клубня луковицы бело-сероватого цвета с волокнами, идущими во все стороны.
Подъём энергии сопровождается гулом, звоном или тонким свистящим звуком в ушах, иногда гудением или жужжанием:
– монотонное гудение указывает на движение энергии по левому каналу,
– жужжание – на движение по правому каналу,
– гул, тонкий свист – на подъём по центральному каналу.
Иногда, когда йогин после пранаямы ложится в шавасану, то случайно принятая поза (например, скрещенные ноги, опущенная шея) вызывает спонтанный подъём приятной энергии, которая останавливается в том месте, где уже не может проходить свободно. В это время произвольно сжимается анус (мула-бандха), и подтягивается живот (уддияна-бандха).
Затем энергия с большой силой давит на чакры, перемещаясь выше. В это время йогин видит круги света, присущего каждому элементу:
-когда энергия в муладхаре, он видит круг жёлтого цвета или просто жёлтое,
– в свадхистана-чакре – он видит круг или пространство белого цвета как луна,
– когда в манипуре – красного,
– в анахате – зелено-голубого,
– в горле – серого или синего.
Иногда йогин может видеть слоги, очертания чакр или символические знаки в чакрах (буквы, мудры рук). Цвета могут вспыхивать по очереди или почти одновременно.
Вначале энергия останавливается в анахата-чакре, горле или межбровье. Накапливаясь, она создаёт такое сильное давление, что в чакре возникают ощущения бурления, водоворота или воронки. В это время всё тело как бы немеет, а ум сворачивается вовнутрь и помещается в центральный канал. Затем возникает ощущение вращения, и сознание выскальзывает из физического тела, оказываясь в астральном теле.
Выходя в тонком теле из физического, йогин взирает на своё лежащее тело со стороны, затем отправляется куда-либо, пройдя сквозь стену, просто подумав о том, куда он хочет попасть. Пребывая в астральном теле, йогин некоторое время наслаждается обретением новых сиддхи – способностью проникать в любое место на земле.
Иногда в сознании возникают полосы различных цветов, указывающих на цвета кармы йогина и места его возможного перерождения в мире сансары. В момент падения энергии по позвоночнику, лёжа в шавасане, он может видеть глазами тонкого тела полоски-пути, открывающиеся перед ним: тускло-зеленого, синего, серебристо-белого, красного цветов. Эти цвета могут возникнуть в зияющей чёрной пустоте.
Затем энергия вытолкнет его тонкое тело через макушку, и, если в это время у него возникнет интерес к какому-либо цвету или видению, он сразу окажется в нём.
Он может увидеть белый свет, и его ум инстинктивно втянется в него. Там он увидит себя стоящим в иллюзорном теле в сияющем, залитом светом мире. В этом мире можно будет видеть, слышать и даже осязать предметы или своё тело. Если это чистый мир, можно будет встретить божество, святого или сиддха, получить от него наставления или благословение.
Затем сознание как бы испытывает колебания, и энергия йогина тоже заколеблется. Его иллюзорное тело словно бы растает или будет увлечено каким-то мощным потоком назад в тело, но йогин полностью сохранит память, где он был и с кем общался.
Начальные знаки успеха (сиддхи) в Кундалини-йоге.
Кроме выделения тонкого тела начальные знаки обретения сиддхи таковы:
– воспоминание прошлых жизней в сновидениях. Возникают яркие сновидения, где йогин начинает видеть прошлые жизни, чувствуя себя полноценным участником каких-либо событий в прошлом. Как правило, такие видения сопровождаются голосом, который объясняет суть происходящего. Эти видения разворачиваются на большой скорости, благодаря этому человек за несколько мгновений или минут может пережить воспоминания целой жизни. Это происходит из-за того, что тонкие энергии-отпечатки, находящиеся в муладхара-чакре в скрытом состоянии, активизируются, проникают в мозг и воспринимаются поверхностным сознанием;
– способность видеть духовным зрением на расстоянии, видеть прошлое и будущее. У йогина появляются видения, вспышки света в межбровье. В этих видениях он может прозревать будущее или видеть события прошлого, а также знать, что происходит на удалённом расстоянии;
– способность слышать голоса богов и духов. Йогин слышит звуки, голоса в горле, сердце или в районе макушки. Благодаря им, он может получать пророчества, наставления, узнавать о далёких событиях и другое;
– способность интуитивно понимать умы других людей (чтение мыслей). Настроившись на сознание другого существа, йогин может понять ход его мыслей, благодаря чистоте своих нади. Его тонкое тело реагирует на излучения тонкого тела другого подобно тому, как откликается на звук хорошо настроенный струнный инструмент;
– непрерывное сознание начальной стадии, указывающее на способность поддерживать ясность ума во сне со сновидениями и во сне без сновидений. Йогин, находясь во сне, чувствует прилив праны в горле, межбровье или макушке. Благодаря этому его бодрствующее тонкое сознание сохраняется даже во сне без сновидений. Йогин имеет много осознанных снов, либо осознаёт себя как сознательное пространство тускло-белого света. Это пространство дарует йогину радость и насыщает его тело силой.
Связь глубокого сна и Всевышнего “Я”.
“Состояние непроявленности или Пустоты – это базовое состояние сознание, свойством которого является отсутствие чего бы то ни было познаваемого. Глубокий сон – то, что делает проявленным это отсутствие”.
Авадхута Даттатрейя
” Трипура Рахасья”, гл. 16 (74)
Всевышнее “Я” переживается за пределами сна без сновидений как сверхтонкая, сверхинтенсивная, светящаяся осознанность, подобная пустому пространству. Эта осознанность не связана с внешними действиями, объектами или сознанием, их воспринимающим. Осознанность “Я-есмь”, которая превосходит тонкие и грубые объекты, даже в бодрственном состоянии существует как скрытое течение и основа всех других состояний.
Засоры в нади
Засоры в нади и желания
«Нет другого пути к пробуждению Кундалини, кроме очищения семидесяти двух тысяч нади».
«Хатха-йога-прадипика» (3.116)
Пять клеш.
В процессе практики йогин сталкивается с серьезными внутренними препятствиями (клешами) — омраченными состояниями ума и энергии, которые должны быть устранены практикой очищения нади. Эти клеши таковы:
~ чувственное желание (кама),
~ гнев (кродха),
~ слепая привязанность (моха),
~ гордыня (мада),
~ зависть (матсарья).
Если нади засорены, человек подвергается мирским желаниям, энергия не может свободно циркулировать по забитым нади и скапливается в какой-либо части тела. Когда энергия собирается в какой-то части тела, нечистые колебания (вритти), присущие чакре, оказывают влияние на ум, пробуждая в нем впечатления прошлой кармы (самскары) и вызывая различные ощущения-импульсы (васаны). Ощущения-импульсы побуждают человека совершать действия ради удовлетворения мирских желаний. В процессе действий накапливаются новые самскары и создаются новые кармы.
Когда нади очищаются, мирские желания оставляют человека. С очищением муладхара-чакры гнев оставляет йогина. С очищением свадхистана-чакры вожделение оставляет йогина. С очищением манипура-чакры йогин освобождается от жадности и материальных привязанностей. Очистив анахата-чакру, йогин освобождается от привязанностей к родственникам и друзьями, распространяет свою любовь на весь мир. Очистив вишуддха-чакру, йогин освобождается от зависти, нечистой речи и злословия. Очистив аджна-чакру, йогин освобождается от скованности застывшими представлениями, догмами и теориями и может мыслить нестандартно, на интуитивном уровне.
Засоры в нади и желания.
Пока нади засорены, праны не могут циркулировать свободно, йогин подвергается воздействию нечистых состояний праны и энергий нечистых вритти, которые присущи нижним чакрам.
Когда нади в области ног засорены, йогин подвержен состояниям страха, гнева, мнительности, сомнения и тупости. Если нади свадхистана-чакры засорены, йогин испытывает половое желание и желание есть острую пищу. Чтобы избавиться от нечистых нади в свадхистана-чакре следует избегать употребления острой, соленой, горькой и кислой пищи.
Если нади узкие или засорены в пупочной чакре, йогин испытывает жадность, привязанность к концептуальному мышлению.
Засоры нади анахата-чакры ведут к тому, что йогин подвергается гордости, эгоизму, самомнению, легко впадает в привязанность к другим людям, у него сильно развито представление о себе, как об индивидуальной личности.
Если йогин испытывает засоры в области горла, у него есть склонность разговаривать грубо, лгать, ссориться, подвергаться влиянию демона гордыни. Если засорены нади ида и пингала в районе аджна-чакры, у йогина есть стойкая привязанность к концептуальному мышлению и нет способности к всеохватывающему видению проблемы.
Если говорить кратко, все мирские желания вызываются движением нечистых пран по засоренным нади, при этом, если праны двигаются по каналу пингала, эти желания проявляются вовне, если они двигаются по каналу ида, желания оказывают влияние на сознание и мышление.
Засоренность определенных каналов в чакрах означает действие нечистых энергий (вритти), присущих элементам, которые в своей тонкой форме находятся в каждой из чакр.
Очищение энергетических каналов.
«Очищение внутренних органов тела
Если дыхание используется
для очищения иды и пингалы посредством пранаямы —
сердце очищается,
и тело становится невосприимчивым даже к огню».
Риши Тирумулар «Тирумантирам»,
тантра 3 (726)
Вслед за очищением тела с помощью практик Шат-кармы йогин должен выполнять очищение энергетических каналов с помощью упражнений в следующем порядке:
1. Асаны.
2. Пранаямы:
~ анулома-вилома и сахита-кумбхака, чтобы очистить левый и правый каналы (ида и пингала),
~ сукх-пурвака для пробуждения Кундалини.
3. Мудры для введения праны в сушумну:
~ великий символ (маха-мудра),
~ великий замок (маха-бандха),
~ великое пронизывание (маха-ведха).
Также йогин может хорошо очистить нади, выполняя ежедневно випарита-карани (от пятнадцати минут до одного часа).
«Загрязненные нади не пропускают дыхание (прану) в сушумну. Как могут быть достигнуты сиддхи и унмани-авастха (состояние не-Ума)?
Когда вся система нади, которая обычно загрязнена, очищается, тогда йогин становится способным контролировать прану.
Вот признак успеха в Хатха-йоге: тело становится худощавым, речь — убедительной, в сердце слышны звуки Нада, взор ясный, тело свободно от болезней, семя под контролем, аппетит хороший, а нади очищены».
«Хатха-йога-прадипика» (2.4—5, 2.77)
Очистив энергетические каналы, йогин начинает ощущать циркуляцию праны в теле, уменьшаются его желания, количество сна, еды. Тело становится легким и сильным.
«Дыши попеременно правой и левой ноздрей, задерживая воздух на вдохе как можно дольше. Вдыхай медленно и спокойно. Делай кумбхаки (задержки) по двадцать раз подряд.
Упражняться в этом нужно четыре раза в сутки: на восходе, в полдень, на закате и в полночь.
Через три месяца ежедневных занятий нади будут полностью очищены».
«Шива Самхита» (3.22 — 26)
Сахита-кумбхака-пранаяма должна выполняться в следующих пропорциях:
~ 6:24:12 (в течение одного месяца),
~ когда она освоена, следует приступить к пропорции 8:32:16 (в течение одного месяца),
~ затем, если у йогина нет затруднений, он может переходить к пранаяме 10:40:20 (ее он выполняет в течение шести месяцев или одного года, в зависимости от способностей),
~ когда пранаяма освоена, он переходит к пропорции 12:48:24.
Ежедневно следует делать тридцать циклов сахита-кумбхака-пранаямы по утрам. Если же способности йогина позволяют больше, он выполняет тридцать циклов утром, тридцать циклов днем, тридцать циклов вечером и тридцать циклов перед тем, как лечь спать. Тогда все нади будут очищены за три месяца.
Также на этой стадии йогину следует избегать нечистых мыслей, вожделения, привязанностей, поскольку нечистые мысли и эмоции забивают нади. Йогину не следует касаться животных, стоять рядом или общаться с людьми, имеющими сильные желания, поскольку его нади еще не расширились и восходящая энергия еще не сильна, он легко может попасть под влияние энергии других существ, и его нади будут снова засорены.
Качества элементов
Земля
«Желтый тепловатый элемент земли мягко струится от живота до самого подбородка. Это дыхание теплое, оно обеспечивает успех в долгосрочных делах, требующих постоянства.
Желтого цвета, четырехугольная, сладковатая на вкус, текущая посередине, протяженностью в двенадцать пальцев, дающая наслаждения — это таттва земли».
«Шива Свародайя» (164, 169)
Свойства элемента земли
~ гравитация,
~ массивность,
~ монолитность,
~ прочность,
~ тяжесть,
~ плотность,
~ неподвижность.
Элемент земли (притхиви-таттва) — самая грубая таттва из пяти элементов, еще называется «бхуми», что означает «основа бытия». В элементе земли частицы энергии стали настолько плотными, что почти не движутся. Вместо свободного движения, как в элементе воздуха или огня, они зафиксированы и вращаются только по орбитам вокруг своих атомов, поэтому энергия элемента земли проявляется как твердая материя, частицы которой вибрируют на гораздо более низкой частоте, чем вода, огонь и ветер.
Янтра элемента земли — желтый квадрат.
В физическом теле элемент земли — мышцы, кости, ткани.
Главное качество элемента земли — запах.
Элемент земли способствует обретению успеха в мирских делах, обретению материальных благ, выгод в повседневной жизни, поскольку он всегда дает стабильность и постоянство внутри или вовне. В физическом теле элемент земли располагается между ступнями и коленями. На энергетическом уровне элемент земли расположен в муладхара-чакре. Вибрации элемента земли соответствуют грубому телу (аннамайя-коша).
Элемент земли в равновесии
«Когда активна земля, приходят мысли и заботы о корнях и основах».
«Шива Свародайя» (180)
Йогин подобен горе, непоколебим, устойчив, фундаментально основателен. Переживания глубоки, действия внушительны. Ум йогина неизменен. Он методично воплощает свои принципы шаг за шагом. Йогин ответственен и всегда держится самого главного.
Если земля гармонично сочетается с другими элементами, она дает изобилие, процветание.
Если элемент пространства раскрыт в земле, йогин обладает большим жизненным пространством, к примеру, живет в огромном дворце или имеет жилье во многих местах.
Высший уровень реализации элемента земли: непоколебимое, твердое пребывание в единстве с Великим Источником. Такой йогин устойчив в созерцании и объединении его с переживаниями.
Йогин, у которого преобладает элемент земли, медленно получает духовные опыты, однако он может их хранить и пестовать.
Недостаток элемента земли
Йогин быстро возбуждается, легкомысленен, у него нет опоры, прибежища, защиты. Его обещания и обеты не имеют силы. Такой йогин может не иметь силы следовать собственным принципам, долго выполнять практику, терпеть трудности на пути.
Если не достает элемента воды — земля сухая и твердая, т.е. если плоть физического тела не орошается капающим нектаром, то мембраны, кости, хрящи не размягчаются.
Если недостаточно тепла, земля холодная и неплодородная (т.е. если мистическое тепло не разожжено в теле), мышцы тела, клетки не могут трансформироваться.
Если в связи с землей не достает воздуха, то земля безжизненная (т.е. прана неактивна в муладхаре, энергия в муладхаре «спит»).
Если недостаточно пространства в аспекте земли, у человека проблемы с жильем, пространством для жизни.
Избыток элемента земли
Избыток земли проявляется как тупость, невежество. Йогин ощущает постоянный тамас. Его ум негибок, ленив, туп, сонлив, вял, безволен. Он плохо приспосабливается к новым условиям, нет живости мышления, творчества. Такой йогин не способен к активным действиям, переменам. Он может входить в состояние клеш и не уметь выбраться из него долгое время, из-за этого у него возникает хроническое уныние. Он много спит, медитация идет в сильном расплывании и вялости. Сны не вспоминаются, нет вдохновения, божественной утонченности — игры. Йогин с избытком земли молчалив или, наоборот, болтлив.
Гармонизация элемента земли
При недостатке земли пусть йогин делает физическую работу и физические упражнения для тела, выполняет Хатха-йогу, сосредоточение на муладхара-чакре; живет в местах с надежными взаимоотношениями, к примеру, в монастыре с твердыми принципами, распорядком и регулярной практикой; работает с землей, грубыми предметами (деревом и т.д.), ест плотную пищу, избегает возбуждающих зрелищ, живет равномерной жизнью.
При избытке земли нужно есть легкую пищу, медитировать на качества огня, воздуха, пространства.
Совершенство элемента земли
Когда элемент земли объединился с Пустотой, с естественным состоянием, он проявляется как «самараса-видья» — мудрость «единого вкуса», равностная мудрость, подобная безграничному пространству желто-золотого цвета. Это состояние «единого вкуса» всех явлений, когда йогин в любых переживаниях остается непоколебимым и бесстрастным, видя в любых событиях и предметах их пустотную недвойственную Основу — безграничное пространство Света.
Вода
«Белый холодный элемент воды стремительно струится вниз, производя низкий звук. Длиной в шестнадцать пальцев, он приносит удачу в текущих делах.
Белая, напоминающая по форме полумесяц, душистая на вкус, влажная, движущаяся вниз, протяженностью в шестнадцать пальцев, обеспечивающая удачу — это таттва воды».
«Шива Свародайя» (165, 170)
Свойства элемента воды
Гармоничный элемент воды дает:
~ гибкость,
~ «обтекаемость»,
~ адаптацию к любым ситуациям,
~ способность «отпускать себя»,
~ способность принимать происходящее так, как оно есть.
«При активности воды и воздуха ум направляется на самого себя».
«Шива Свародайя» (180)
Элемент воды (апас-таттва) имеет значение «всепроникающий». Элемент воды может быть определен как большое количество динамической энергии, которая появилась из элемента огня. Эта динамическая энергия материальна. Ее можно видеть, осязать, пробовать на вкус, однако эта материальная энергия обладает способностью к сцеплению. Она не разделяется на отдельные тела, поскольку частицы в этом элементе еще находятся в состоянии движения.
В тантрах считается, что физическая вселенная до своего проявления представляла собой воду. Это согласуется с теорией о том, что жизнь зародилась из океана. Физическая вселенная возникает из огромного количества воды.
Частицы элемента воды не обладают такой динамикой движения и свободой, которой обладают частицы элемента огня, ветра или пространства, поэтому качества элемента воды — безмятежность, спокойствие. Частицы элемента воды ограничены вследствие своего сцепления.
Янтра элемента воды — полумесяц белого цвета.
В физическом теле элемент воды проявляется как кровь, слизь, семя, моча, желчь, лимфа и др.
Элемент воды является физической материей, пригодной для того, чтобы придавать ей любую форму, поэтому элемент воды оказывает благотворное влияние на внешние действия, давая результат. Однако из-за того, что вода не может принимать постоянную форму, плоды внешних действий, связанные с уровнем элемента воды, не закрепляются надолго.
Элемент воды оказывает большое влияние на эмоции и личность. В физическом теле элемент воды находится в области между пупком и коленями. С точки зрения энергии, элемент воды находится в свадхистана-чакре. Элемент воды соответствует энергетическому телу (пранамайя-коша) и астральному плану (Бхувар-лока).
Элемент воды в равновесии
Йогин с уравновешенным элементом воды «ловок» в обращении с другими, хорош в действиях, где нужно понимать других. Если элемент пространства раскрыт в связи с элементом воды, йогин может иметь близких друзей по всему свету. Гармоничная вода в практике созерцания дает чувство глубокой радости бытия, удовлетворенность, чувство завершенности во всем.
Недостаток элемента воды
В этом случае йогин не чувствует радости от духовной практики, практика не имеет «вкуса жизни» и не дает результатов. Он слишком напряжен, готов трудиться изо всех сил, однако его практика все больше создает ощущение неудовлетворенности и даже страдания. У него безрадостное состояние, ощущение дискомфорта, в общении у него натянутые отношения с другими. Он ни минуты не дает себе расслабиться, не зная, как расслабление сделать практикой. У него нет чувствительности к окружающему, он слишком поглощен своими методами, чтобы видеть красоту природы, величие космоса. Такой йогин не способен сделать повседневную жизнь практикой — божественной игрой (лилой).
Если у йогина элемент земли силен, но вода недостаточна, то основа будет сухой, твердой, безжизненной.
Если у йогина недостаток земли и воды вместе, в теле будет избыток огня или воздуха, что приводит к возбужденности.
В йоге недостаток воды проявляется как отсутствие блаженства в теле от асан, пранаям, сидения в медитации, утрата радости медитации, когда практика стала обязательным ритуалом, долгом.
Избыток элемента воды
Такой йогин склонен «плыть по воле волн», не проявлять силу воли там, где ее нужно проявить. Он слишком расслаблен и погружен в праздность. У него может быть много эмоций, чувств, «яркий» темперамент. В медитации это проявляется как тенденция к расплыванию. Когда нет возможности сосредоточиться, йогин безвольно отдается потоку мыслей и эмоций вместо того, чтобы силой воли пресечь его. Если вода в избытке, йогин склонен придавать значение незначительным переживаниям, он может поглощаться эмоциями вместо их самоосвобождения.
Гармонизация элемента воды
Сгармонизировать элемент воды можно через концентрацию на свадхистана-чакре, развитие артистизма, преданность Мастеру, самоотдачу, смирение, отказ от чувства собственной важности, отпуская ситуацию и принимая ее, как она есть. Забота не о себе, а о других, любовь и помощь другим помогают развить элемент воды.
Совершенство элемента воды
Совершенство в проявлении элемента воды — «самадхи текущей реки», т. е. сахаджа-самадхи, когда йогин, погруженный в созерцание, воспринимает звуки, образы, запахи, и спонтанно следует Бытию, откликаясь на любые энергии вселенной, тем не менее, не запятнываясь ими.
Йогин живет в непрерывном блаженстве, исходящем из свадхистана-чакры, радуясь каждой мелочи жизни. Его созерцательное присутствие исходит из этого центра, распространяясь до бесконечности.
Совершенство проявляется как «пратибимба-видья» — мудрость «великого зеркала», подобная безграничному пространству белого цвета. Она проявляется в поведении как способность копировать, отражать в совершенстве любые явления во вселенной.
Огонь
«Красный и горячий элемент огня изворотлив и гибок, его поток имеет четыре пальца в длину и устремляется вверх. Это дыхание огня, порождающее грубые действия, которые «кидают в жар».
Красная, треугольная, острая на вкус, текущая вверх, протяженностью в четыре пальца и светящаяся — это таттва огня.
Активность огня разжигает в нас влечение к сокровищам, богатству и т.д.».
«Шива Свародайя» (166, 171, 180)
Огонь (агни-таттва) — это первичное проявление энергии, когда она видима как свет. Свет является основой всех форм, поэтому элемент огня порождает качества, благодаря которым воспринимаются все формы. Элемент огня отвечает за восприятие формы, которая познается через глаза. В стадии элемента огня личностное «я» утверждает себя посредством привязанности к форме, поэтому элемент огня является зародышем эго (ахамкары).
Свойства элемента огня
Свойства элемента огня:
~ переживание «бодрого» вдохновения,
~ способность к творению нового,
~ давание каталитического импульса любым событиям,
~ пробуждение интуиции и творчества.
Янтра элемента огня — огненно-красный треугольник.
С элементом огня связано изменение, трансмутация, трансформация сознания, внешних событий или внутренних энергий.
Для йогина очень важна практика разжигания внутреннего огня в Кундалини-йоге, которая приводит к трансмутации физического тела и таянию капель. Элемент огня является ускорителем духовного прогресса. Усиление элемента огня указывает на усиленное движение энергии, благодаря которому излучается тепло. Усиление движения энергии дает непрерывное движение, которое в свою очередь приводит к распространению частиц элемента огня, поэтому считается, что элемент огня обладает способностью все увеличивать или все поглощать.
С элементом огня связаны сиддхи материализации предметов, «самоходной кухни»[14], поиска кладов и мирского богатства. Благодаря элементу огня стимулируются творческие процессы. Во внешних ситуациях доминирующий элемент огня способен вызывать войны, катастрофы, споры, трансформации, перевороты, катаклизмы, революции.
На уровне физического тела элемент огня расположен между сердцем и пупком. На уровне энергии — это манипура-чакра.
Элемент огня соответствует ментальному телу (маномайя-коша).
Элемент огня в равновесии
Гармоничный элемент огня дает радость, энтузиазм, вдохновляет на дела, дает силу доводить их до конца. Огонь в сочетании с водой дает переживание блаженства и радости в теле. Радость огня, в отличие от воды, дает напористость, воодушевление, энтузиазм, азарт, радость от переживания жизненных ситуаций.
Недостаток элемента огня
При недостатке огня йогину не хватает активной силы, азарта и творческого «куража», вдохновения и энтузиазма в практике. Если слабый огонь не может двигать ветер по каналам, значит, нет углубления понимания, прорывов к новому видению, практика становится однообразной, монотонной, не видится перспектив. Если воздуха достаточно или есть его избыток при недостатке огня, это проявляется как нетворческая деятельность (суета).
Избыток элемента огня
Йогин, имеющий огонь в избытке, очень напорист, часто гневается, ему не хватает терпимости, он может прийти в раздражение из-за пустяковых событий. Если огонь в избытке, это ведет к неустойчивости и суете, если же еще не хватает и воды, то йогин постоянно неудовлетворен, беспокоен, хотя может прилагать много усилий в своей практике. У обычного человека с избытком огня есть тенденция к гиперактивности, динамизму, ему нужно постоянно куда-то стремиться. Такому йогину трудно спокойно и тихо сидеть в медитации, он склонен к многословию и говорит быстро. Йогин трудно засыпает; у него много идей, однако он не может их воплотить. Он невнимателен во взаимоотношениях с другими, негармоничен, нечувствителен. Общепринято считать, что избыток огня в правом канале (пингале) проявляется как разрушительные тенденции. Если к тому же силен элемент пространства и развиты духовные качества, такой человек может стать выдающимся реформатором, сметающим отжившие стереотипы.
При медитации избыток огня дает постоянную возбужденность, которую трудно пресечь. Мысли идут непрерывным потоком и увлекают своей новизной, в медитации не хватает безмятежности, созерцательности. Йогин не может отпустить себя и «течь вместе с рекой», он постоянно хочет вмешиваться в события, поправлять и улучшать их вместо того, чтобы оставить их «как они есть». У йогина много озабоченности своими результатами, беспокойства о том, что он что-то упустил в практике. Йогин желает идти к совершенству как можно быстрее, забывая, что, чем быстрее он идет, тем дальше уходит от цели.
Гармонизация элемента огня
Практики для усиления огня: концентрация на чакре в области пупка, мудры и бандхи Кундалини-йоги (маха-бандха, трайя-бандха), бхастрика-пранаяма, агнисара-крийя, некоторые практики «безумной мудрости».
Совершенство элемента огня
Совершенство огня проявляется как «вивека-видья» — различающая мудрость, подобная бесконечному пространству красного цвета, дающая возможность улавливать, различать, не путая, тончайшие оттенки и нюансы переживаний, опытов, Учений, любых явлений жизни.
Воздух
«Синий, горячий и сухой элемент воздуха имеет восемь пальцев в длину и перемещается под углом. Он приводит к успеху в процессе энергичной деятельности.
Синяя, сферическая по форме, кислая на вкус, движущаяся под углом, непостоянная, протяженностью в восемь пальцев — это таттва воздуха».
«Шива Свародайя» (167, 172)
Свойства элемента воздуха
Свойства воздуха — движение, вездесущность.
Воздух является соединительной основой для других элементов. Элемент воздуха всегда ассоциируют с дуновением ветра, несущего перемены.
Если в пустом пространстве (акаше) появляются умственные колебания, так называемая «сбивающая прана», то возникает движение и, вследствие этого движения, свет, энергия света. Энергия света рождает серо-голубой свет, связанный с вайю-таттвой. Серо-голубой свет сгущает пустотность, темноту и прозрачность элемента пространства.
Элемент воздуха связан с движущейся энергией в ее разнообразных проявлениях. Это прана, которая циркулирует по каналам тела. Качеством элемента воздуха является движение посредством сжатия и расширения. Элемент воздуха контролирует это движение в физическом и энергетическом телах через пять жизненных пран: прану, апану, саману, удану и вьяну. Элемент воздуха — это также энергия, движущаяся в неодушевленных предметах.
В физическом теле элемент воздуха является основой чувства осязания, которое передается кожей через тонкие нервные волокна к мозгу. Осязание является главной функцией элемента воздуха.
Элемент воздуха нематериален, поэтому его можно определить как «движущуюся энергию». Движение создает изменение, поэтому элемент воздуха, оказывая влияние на другие элементы, вызывает переменчивость, неустойчивость в личности или окружающем мире. Элемент воздуха оказывает деструктивное влияние на ход материальных дел и позитивное — на ход творческих занятий. Элемент воздуха благоприятно влияет на тонкие процессы, связанные с мыслями и интуицией, являясь стимулятором новых идей.
В физическом теле элемент воздуха расположен на участке между сердцем, центром груди и межбровьем. С точки зрения энергии элемент воздуха находится в анахата-чакре.
Янтра элемента воздуха — шестиконечная звезда дымчато-серого цвета.
Чистое состояние ума имеет своим носителем чистый воздух — джняна-прану, двигающуюся по левому каналу или по центральному, а нечистое состояние имеет опору в клеша-пранах, текущих по правому каналу.
Поведение, соответствующее элементу ветра, — поведение «пчелы», когда духовному искателю нужно впитывать много знаний и разрушать условности и привязанности мирской жизни.
Элемент воздуха важен при выборе нового места рождения; в йоге – переноса сознания.
Элемент воздуха в равновесии
Если воздух сбалансирован, йогин находчив, решителен, имеет быстрый и гибкий ум, мгновенно может перестраивать тактику и стратегию своей жизни, духовной практики. Гармоничный воздух дает возможность смотреть на проблемы с нескольких точек зрения, гибко меняя ориентиры и планы, не впадая в замешательство.
Развитый воздух дает способности к сублимации эмоций гнева, зависти, уныния в нечто позитивное, в практику. Про такого йогина говорят, что он все делает путем для практики или что для него любая ситуация годится для созерцания.
Человек с гармоничным воздухом открыт любым переменам, он всегда «очарованный странник», блуждающий без привязанности по вселенной. Воздух проявляется как жажда новых впечатлений, знаний, гибкость сознания.
Воздух дает способность к движению, переменам, и если он развит, йогин может трансмутировать гордость в смирение, гнев в любовь, а ненависть в сострадание.
Недостаток элемента воздуха
При недостатке элемента ветра человек «тяжел на подъем», инертен. Эмоции надолго остаются в сознании. Ему трудно менять себя или обстоятельства. Человек долго носит переживания и заботы в себе. Продвижение йогина замедляется, уединенная практика (ритрит) не дает знаков реализации, нет переживаний. У человека нет гибкости, любую ситуацию превратить в путь, сделать практикой.
Если нет силы воздуха, магическое свершение (ритуал) не имеет освящающей благословляющей силы, и трансмутация нечистого в чистое не происходит.
Избыток элемента воздуха
Йогину трудно сидеть в позе медитации. Он нетерпелив, страстно желает продвижения, он очень любопытен.
Избыток воздуха указывает на недостаток элемента земли и воды. В этом случае человек становиться непостоянным, тем, кому негде «преклонить голову», у него нет устойчивости в настоящем, в его идеалах, ценностях, в том месте, где он есть. У него нет покоя. Его принцип: «Хорошо там, где нас нет». Его сознание изменчиво, сосредоточиться на чем-либо трудно, обстоятельства изменяют ход его жизни. Эмоции радости, веселья могут быстро меняться на уныние, уверенность быстро меняется на нерешительность и мнительность. Такой человек неудовлетворен своим местом, положением, и его всегда тянет искать нечто лучшее. Из-за подобного положения он становится беспокойным, тревожным. Такой йогин начинает духовную практику, потом оставляет свои методы, пытаясь найти нечто лучшее. Находя, он пытается выполнять новые методы практики, однако не может на них сосредоточиться и вскоре тоже их оставляет, чтобы искать нечто еще более новое. Некоторые начинающие странствующие йогины-авадхуты принадлежат к этому типу.
При избытке воздуха невозможно войти в стабильное самадхи, поскольку ум легко возбуждается и приводит прану в движение.
Гармонизация элемента воздуха
Для гармонизации и усиления воздуха следует выполнять сосредоточение на анахата-чакре.
Совершенство элемента воздуха
Воздух дает силу магическим способностями. Используя дыхание, святые благословляют предметы, дуя на них, освящают статуи, тексты, воду, зерно, пищу с помощью мантр и визуализаций в ритуалах, превращают нечистые субстанции (такие как мясо, вино, моча, семя) в чистые. Во всех случаях проводником чистой благословляющей энергии является воздух. С помощью ветра существа в промежуточном состоянии (гандхарвы, духи, божества) получают подношения при проведении ритуалов людьми.
Совершенство в овладении элементом воздуха проявляется как самадхи пространства чистого зеленого света в теле, исходящее во все стороны от центра груди. Это самадхи дает мудрость всесвершающей силы, т.е. способность воплощать любые намерения, влияя умом на прану. Считается, что полностью эта мудрость развивается самой последней, и у тех йогинов, которые достигли высшего совершенства.
Пространство
«Фактически, сознательная высшая Сущность — это пространство. И они не отличаются друг от друга. Пространство — это высшая Сущность; а высшая Сущность — пространство. Только невежественные, вследствие своего заблуждения, смотрят на высшую Сущность как на одно только пространство, подобно тому, как совы не могут ничего видеть в ослепляющем их солнечном свете. Мудрый же обнаруживает в пространстве высшую Сущность, или чистый Разум».
Авадхута Даттатрейя
«Трипура Рахасья», гл. 18 (73 — 79)
«Эфир несет в себе свойства всех других элементов и соединяет их. Он приносит благо йогам и тем, кто стремится к йоге.
Эфир бесцветен, безвкусен и непрерывно перемещается во всех направлениях. Этот элемент освобождает от всякой своекорыстной деятельности. Использовать его для других целей бесполезно».
«Шива Свародайя» (168, 173)
Пространство — величайший из пяти элементов. Наполняя собой все, оно само неподвижно и всепроникающе. Оно является основой для всех других элементов.
Элемент пространства — это среда, в которой распространяется звук. Пространство является основой для всех тонких и грубых звуков, которые воспринимаются посредством слуха, субстанцией, переносящей звук.
Свойства элемента пространства
Свойство элемента пространства — распространяться во всех направлениях из любой точки. Когда йогин воспринимает сознанием элемента пространства, он проникает одновременно в прошлое и будущее. Пространство описывается как полностью прозрачная пустота, лишенная какого-либо цвета. Эта пустота содержит в себе все цвета спектра.
Янтра элемента пространства — черный или серый круг пустоты, внутри которого есть точки различного цвета.
Поскольку пространство недостижимо для обычных органов чувств, считается, что этот элемент не имеет материальных качеств, его природа полностью умственная, а не физическая, поэтому он всегда воспринимается в связи с сознанием или осознаванием.
Когда йогин созерцает, смотря прямо перед собой, на горизонт, в небо или на открытое пространство, его сознание расширяется. Это чувство расширения в сознании и является элементом пространства. Когда йогин медитирует, закрыв глаза, перед ним возникает ментальный экран (чит-акаша), пространство сознания. Это действие элемента пространства в теле. Когда элемент пространства доминирует, йогин отрешается от всех чувственных переживаний.
Каждый час действие элемента пространства длится только пять минут. Когда у йогина сильный элемент пространства, никакие желания не имеют над ним власти, поэтому во время действия элемента пространства концентрация, медитация, созерцание дают наилучшие результаты. Мирские заботы и материальные дела, совершаемые в момент действия элемента пространства, не имеют никакой силы и результатов.
С точки зрения сознания элемент пространства связан с вишуддха-чакрой. На уровне физического тела элемент пространства связан с верхушкой головы. Ощущения переживания элемента пространства связаны с каузальным телом (анандамайя-кошей, т.е. причинным телом) и Миром Без Форм (Джняна-локой).
Элемент пространства является тонкой основой других элементов. В пространстве рождаются, проявляются и исчезают все качества элементов.
«Абсолютное Сознание и пространство похожи друг на друга, будучи совершенными, бесконечными, утонченными, чистыми, неограниченными, бесформенными, присущими всему, всегда незагрязненными ни внутри, ни вовне, но пространство все же отличается от абсолютного Сознания, будучи бессознательным и неживым».
Авадхута Даттатрейя «Трипура Рахасья», гл. 18 (72)
В Лайя-йоге пространство неба, пространство вселенной является главным образом Абсолюта, его главной формой. Элемент пространства важен для созерцания в практике Лайя-йоги, поскольку он наиболее тонкий из всех элементов, грубые качества в нем минимальны, а это значит, что из пяти элементов он ближе всего к изначальной Мудрости Пустоты (Праджняне) и лучше всего подходит для тренировки созерцания.
Практика шамбхави-мудры основана на объединении с элементом пространства с помощью глаз. В шамбхави-мудре используется созерцание внешнего открытого пространства, которое можно наблюдать в горах, на берегу океана, на открытых равнинах и как пространство неба.
В сознании йогина элемент пространства — это присутствие естественной осознанности, в которой нет ни края, ни центра. Возникающие чувственные впечатления и переживания появляются и исчезают, будучи неотделимыми от пространства, являясь его содержимым.
Элемент пространства в равновесии
«В эфире нет места ни беспокойствам, ни самим мыслям, есть только шуньята (пустота)».
«Шива Свародайя» (180)
Человек с гармоничным элементом пространства удивительно целостен по характеру, устойчив, он самодостаточен и многогранен как личность. Он опирается на внутреннее осознавание и ни на что больше. Что бы он ни воспринимал, ни переживал, он больше повернут к тому «я», которое переживает и испытывает. У такого человека развито восприятие, находится место, время и способности для самых, казалось бы, несовместимых вещей, от божественного экстаза до юмора и авантюр, поскольку пространство является основой всех переживаний. Все чувства, дела и идеи уместны и имеют право на существование, однако они не захватывают ум йогина.
У йогина нет недостатка или избытка в чувственных впечатлениях, но он не цепляется за них и не привязывается к ним. Все переживания подчинены единой Основе — пространству осознанности, глубинному осознаванию. Занят ли он работой, поглощен ли бытовыми делами, выполняет ли практику или путешествует, его сознание спокойно вмещает в себя все. Про такого говорят: «Его на все хватит».
Человек с развитым элементом пространства находится выше семейных, кастовых, родовых, национальных, религиозных ограничений. Он — гражданин всей вселенной и никогда не отождествляет себя с временными переживаниями, не привязывается ни к имени, ни к форме.
Что для него важно — осознание наблюдателя, переживание «Я есмь», подобное пространству.
Недостаток элемента пространства
«Тождественность пространства и высшей Сущности не очевидна для непросветленных, потому что они не способны исследовать высшую Сущность с помощью устойчивого ума, ибо он уводится в сторону из-за свойственной ему тенденции направляться наружу».
Авадхута Даттатрейя «Трипура Рахасья», гл. 18 (88)
Если пространства мало, внешние объекты и обстоятельства захватывают ум йогина. У него нет устойчивости в созерцании. Ум отвлекается на все, что возникает, т.к. йогин отождествляется с воспринимаемым, а не с тем, кто воспринимает. Он поглощен внешним, ни на секунду не задумываясь об основе всех переживаний — сознании «Я», субъекте, связанным с пространством.
Такой человек постоянно напряжен, у него нет времени ни на что, он не может расслабиться. Он «задыхается» от идущих впечатлений, ему «тесно», он «зажат» внешней средой.
Такой человек сильно отождествляет себя с телом, семьей, спутниками, друзьями, родом, работой, идеологией, местом проживания и взаимоотношениями с людьми. Если такие связи рушатся, он «теряет себя» как личность, поскольку рушится его психологическая непрерывность, самоидентификация, основанная на внешних связях, и он оказывается «в пустоте», не понимая, кто он теперь. Его поверхностное сознание «сжимается», и это может быть опасным, вести к страданиям, депрессиям, ослаблять личность и энергию.
Избыток элемента пространства
Избыток пространства ведет к потере связи с корнями, проявлениями и качествами, которые в нем возникают. Если у йогина избыток пространства, он ощущает свою «экзистенциальную заброшенность», «потерянность», отчужденность и от мира людей, и от природы, и от вселенной, и от самого себя. В крайности — это нигилист, не нашедший себе места во вселенной.
У такого йогина может быть сильное желание одиночества, его притягивает состояние абсолютной непроявленной Пустоты. Он не знает, что ему делать в сложном мире и чувствует, что ему было бы проще пребывать в постоянном самадхи Пустоты, где нет никаких форм, поскольку он их боится. Он не умеет заботиться о теле, одежде, не может создать гармоничную обстановку.
Если это мирской человек, у него потеряна «связь времен», смысл жизни из-за неспособности погрузиться в жизнь и испытывать переживания. Испытание переживаний для йогина кажется чем-то неправильным. У него нет корней, связи с внешним миром, ничто не имеет ценности, однако, это не то состояние равностности и самоосвобождения, которое возникает в результате практики созерцания, т.к. здесь нет осознанности.
Такой человек не способен отдаться работе, за которую берется, не способен понять собеседника. У него нет привязанностей, но нет и свободы от них. Его ничто не заботит, но у него нет безмятежности. Такой человек не может иметь опору ни в друзьях, ни родственниках, ни в работе, ни в идеологии, т.к. он не отождествляет себя ни с нацией, ни с родом, ни с группой единомышленников. Из-за этого ему трудно устанавливать гармоничные связи с другими.
Однако с точки зрения отказа от привязанностей к сансаре, избыток элемента пространства может быть полезен в начале духовного пути, чтобы отождествить себя с Всевышней Сущностью, поскольку элемент пространства по своим качествам наиболее близок к Всевышнему Источнику.
Гармонизация элемента пространства
Основная практика для гармонизации элемента пространства — созерцание в шамбхави-мудре.
Совершенство элемента пространства
Полностью раскрытый элемент пространства проявляется как всепроникающая пустотная мудрость.
Совершенное овладение элементом пространства означает, что йогин обрел устойчивость в практике созерцательного присутствия. Он познал, что его ум имеет пространственную природу. Теперь, чтобы он ни переживал, он не цепляется за переживания, а находится в основе всех переживаний — осознанности «Я», подобной пространству.
Постигнув истинную Природу «Я», он не отождествляется больше ни с внешними, ни с внутренними переживаниями. Переживания не связывают больше его, они подобны кругам на воде или снежинкам, которые падают в океан.
Различные связи, ситуации, ощущения, мысли теперь видятся чем-то единым, слитным, неотделимым от своей фундаментальной Основы — пространства.
Практика отсечения привязанностей, ценностей, надежд и страхов, самоотверженное служение, самоотдача другим и Учителю или божеству ведет к расширению «я» за пределы узких границ эго и интеллекта и обнажению пространства.
Аркадий Ровнер
* * *
|
* * *
* * *
* * * |
Феликс Комаров
Земля и небо равнодушныЗемля и небо равнодушны,
Одна из призрачных утехОдна из призрачных утех,
Быть может, буду я скулитьБыть может, буду я скулить,
Из сновидения в сновидениеО дай, мне Господи терпенья,
Нам эту жизнь не повторитьНаступит день мы все умрем,
Между вдохом и выдохом мигМежду вдохом и выдохом миг,
Я знаю без надежды путьЯ знаю без надежды путь
Живу я так, как будто только умерЖиву я так, как будто только умер, |
Абсурдность веры и любвиАбсурдность веры и любви,
О безъязыкий век стальных машинО безъязыкий век стальных машин,
В каждой шуткеЯ не люблю своих знакомых,
Когда желанная наградаКогда желанная награда,
Лишь тот мудрец, кто видит в вихре сновЛишь тот мудрец, кто видит в вихре снов,
У океана не бывает береговУ океана не бывает берегов.
Все потеряв, ты все приобретешьВсе потеряв, ты все приобретешь.
Еще раз о пониманииТы смотришь на кристалл и в каждой грани
Нам больше нечего желатьНам больше нечего желать,
|
Книги с описанием.
Золотая книга йоги. Энциклопедия Богопознания, самореализации и мудрости.
Йога-самтихата (Энциклопедия Бгопознания, самореализации и мудрости)Перевод с английского Сурендра МоханаКнига Свами Шивананды, великого Учителя йоги и метафизика, поистине является энциклопедией, освещающей более шестидесяти систем йоги, практической духовности, самопознания и служения человечеству. Эта книга, составленная из бесед и статей Учителя, выдержала десятки переизданий на многих языках мира и заняла почетное место в духовном мировом наследии. В ней представлены основы единой метафизической традиции, открывающей вечную мудрость и дарующей уникальные и эффективные методы самореализации. Каждое слово книги наполнено вдохновением, чистотой и светом, и каждая новая глава открывает врата в пространства свободы, любви и единства.
Курс Йоги 330. Йога трактат Шива Самхита. 15-17 в. н.э.
«Шива Самхита» – древний, авторитетный, традиционный йоговский текст, целиком посвящённый йогической практике и высоко почитаемый в йоговской и тантрической традиции, как прямое и непосредственное откровение Шивы, Высшего Учителя Йоги и Тантры. В тексте можно найти ответы на многие философские вопросы о сути человека и смысле его жизни. Шива Самхита написана простым и ясным языком.
Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапия
Книга Свами Шивананды «Йога-терапия» — подробный указатель терапевтической практики при конкретных заболеваниях. Описаны биоэнергетическая сущность простых и эффективных упражнений, принципы питания, а также несложные способы тренировки дыхания как радикального средства увеличения продолжительности жизни. Приведены методы лечения большинства заболеваний методами Йога-терапии.
Технику выполнения упражнений для создания иллюстраций продемонстрировал и объяснил А. Сидерский.
Концентрация и медитация
Концентрация и медитация представляют собой внутреннюю сущность практики йоги. Это ключ к вратам внутреннего Просветления, точка опоры, вокруг которой обращается любая духовная практика. Это йогические практики, ведущие к окончательной цели, самадхи.
В своем сжатом, но исчерпывающем труде Шри Свами Шивананда подвергает темы концентрации и медитации тщательному, подробному анализу. Виртуозность, с какой он это делает, доступна только настоящему Учителю Пути. Эту чрезвычайно практичную книгу непременно должны прочесть все ученики, вступившие на путь духовной практики.
Кундалини Йога
Легендарная книга для многих практикующих. Знакомит с теорией и практикой пробуждения скрытой в человеке Космической Энергии – Кундалини. Её автор на основе собственного опыта раскрывает теоретическую и практическую стороны одного из путей к духовному и физическому совершенствованию.
Кундалини – это свернутая, дремлющая космическая сила, лежащая в основе всей человеческой жизни. Наука о кундалини всегда была одним из самых эзотерических аспектов индуистской философии. Свами Шивананда, снимая с этого знания завесу секретности, подвергает теорию кундалини скрупулезному анализу и подробнейшим образом описывает практические методы, позволяющие индивидууму пробудить в себе эту драгоценную универсальную энергию.
Наука Пранаямы
Путем регулярных и усердных занятий концентрацией йоги приобретают различные йогические силы, или сиддхи, и становятся сиддхами. Этот процесс называется садханой. Пранаяма — одна из самых важных садхан. С помощью практики асаны вы обретаете контроль над своим физическим телом, а с помощью пранаямы — над тонким, астральным телом, или линга-шарирой. Так как между дыханием и нервными токами существует самая непосредственная связь, контроль над дыханием означает контроль над внутренними жизненными токами.
Практика Брахмачарьи
Книга написана в классическом стиле Свами Шивананды, простым, почти детским языком. В данной работе представлен традиционный взгляд на брахмачарью, который многим современным читателям может показаться неактуальным для нашего времени. Однако не следует забывать, что брахмачарья – это одно из правил Ямы, и соблюдение этого правила составляет основу успешной практики йоги. Брахмачарья – это фундамент, на котором строится вся дальнейшая практика, и если фундамент неустойчив, то в любой момент может произойти коллапс всех ваших духовных достижений. Многие люди не верят, что полная брахмачарья вообще возможна, и начинают придумывать свои интерпретации этого понятия, оправдывая собственную слабость. На самом деле, очень многое зависит от общества, в котором находится человек.
Йога и сила мысли
Перед вами сборник малоизвестных, но очень важных работ великого мастера йоги Свами Шивананды, написанных в разные годы. «Четырнадцать уроков раджа-йоги», краткие трактаты Шивананды об основных йогических системах и «Сила мысли» объединены общей темой: «Йога и сила мысли». Практические наставления и вдохновенные размышления Учителя помогают понять, как надо действовать и мыслить, чтобы стать счастливым и просветленным хозяином жизни, а не ее несчастным и жалким рабом.
Тантра, Нада, Крийя Йога
Настоящий сборник состоит из трех работ:
1) Тантра Йога представлена в своём теоретическом, философском аспекте, мало известном российской публике.
2) Нада Йога — одна из разновидностей Тантра Йоги. Как правило, концентрация внимания в Йоге осуществляется путём направления взгляда (внешнего или внутреннего) на определённый объект.
3) Крия Йога — Йога очищения. Она абсолютно необходима для того, кто хочет получить от Йоги максимальный результат. Все неудачи в Йоге происходят от пренебрежения или недостаточной практики этого раздела.
Новый взгляд на традиционную йога-терапию
Предлагаемая вашему вниманию книгу – подробный указатель терапевтической практики при конкретных заболеваниях. Описаны биоэнергетическая сущность простых и эффективных упражнений, принципы питания, а также несложные способы тренировки дыхания как радикального средства увеличения продолжительности жизни. Приведены методы лечения большинства заболеваний методами Йога-терапии.
Практика карма-йоги
Эта книга состоит из восьми частей. Первая часть посвящена йоге служения. Во второй части речь идет о вселенских законах. В третьей части рассказывается о том, что такое свадхарма. Повелевать Природой путем правильного осуществления пурушартхи (свободы воли) – тема четвертой части книги. “Карма и реинкарнация” – так называется ее пятая часть. Здесь описаны различные виды кармы. В шестой части книги говорится, что начинающие духовные искатели должны уметь сочетать работу и медитацию. Седьмая часть книги называется “Карма-йога в Бхагавадгите”. В восьмой части предлагается несколько поучительных и вдохновляющих историй, которые показывают, как на практике все изложенное в этой книге. В приложении к книге – руководство по ведению духовного дневника, который очень помогает в практике карма-йоги, а также словарь санскритских терминов.
14 уроков раджа-йоги
Перед вами — последовательное и понятное, четкое и лаконичное изложение замечательной психоаналитической и в высшей степени рациональной системы раджа-йоги, которое рассеивает ошибочные представления об истинной природе этого учения и подчеркивает его экстраординарное значение в обретении настоящего счастья и интегральном развитии человеческой личности.
Йога и здоровье
Имя Свами Шивананды знакомо каждому, кого интересуют оздоровительные аспекты йоги, – Шивананда прекрасно разбирался в вопросах здоровья, он много лет проработал врачом и издавал популярный медицинский журнал. Став санньясином, Шивананда досконально изучил хатха-йогу и всегда заботился об оздоровлении своих учеников. Оздоровительная система Шивананды проста, но действенна, и не случайно его книги пользуются заслуженным спросом. Книга “Йога и здоровье” составлена из неопубликованных работ и устных поучений Мастера его любящими учениками. Благодаря им читатель имеет возможность не только получить массу ценной и аутентичной информации.
Что происходит с душой после смерти?
На этот вопрос дают самые разные ответы различные религиозные, философские и научные учения. В этой работе Свами Шивананда, один из величайших духовных авторитетов XX века, анализирует практически все существующие воззрения на жизнь и смерть, реинкарнацию и нефизические планы бытия – естественно, больше всего внимания уделяя воззрениям своей собственной религии – ведантического индуизма, – и дает исчерпывающий ответ на вопрос, вынесенный в заглавие книги. Читателя ждетзахватывающий рассказ о путешествии души по мирам-локам индуистской Вселенной, о людях, помнящих свои предыдущие жизни, о смысле посмертных религиозных ритуалов, о спиритизме и карме и о многом другом, что связано с величайшей тайной человеческого бытия.Как и все книги Шивананды, это отнюдь не легкое чтение.
Господь Шива и Его почитание
“Господь Шива и Его почитание” – одна из самых известных книг Шри Свами Шивананды, выдающегося индуистского Гуру и духовного лидера, знаменитого мастера йоги и веданты, основателя Общества Божественной Жизни, имеющего многие тысячи последователей в Индии, на Западе, а также в России. Книга является популярным введением в шиваитский индуизм, рассчитанным как на последователей этой религии, так и на всех тех, кто просто проявляет к ней какой-либо интерес. Популярное духовно-просветительское издание, рассчитанное на широкий круг читателей.
Джапа-йога. Медитация на Ом
Хотя важность джапы (практики длительного повторения санскритских имен Бога и других мантр) подчеркивается всеми учителями йоги, западным практикующим всегда было трудно разобраться в принципах работы такой сложной и слаженной системы, какой является джапа-йога. Чтобы помочь им, Свами Шивананда и написал эту небольшую, но в высшей степени информативную книгу. В ней рассказывается: о философии джапы; об основных типах мантр и их специфических свойствах (мантры для выполнения практики Сурья-намаскара, Маха-мритьюнджайя-мантра, Пранава (Ом), Хари-нама и другие мантры для джапы, Биджа-мантры, Гаятри-мантры и т. д.); о различных видах и методах джапы; о джапа-йоге как садхане (духовной практике): даются исчерпывающие инструкции о том, когда и как практиковать джапу; о знаменитых джапа-йогинах.
Пути достижения успеха в жизни
Эта замечательная книга классика йоги, Шри Cвами Шивананды, интересна и важна не только для тех, кто занимается йогой. Она будет полезна для всех, кто хочет иметь успех в жизни, кто не прочь увеличить свои материальные доходы, свои способности.
Философия идолопоклонства
Книга выдающегося учителя Йоги Свами Шивананды раскрывает эзотерические аспекты “идолопоклонства” как одного из необходимых условий духовного совершенствования человека. На основе Знания ведической и тантрической философии, а также мудрости.
Домашняя йога. Облегченный курс физической культуры
Среди различных систем физической культуры упражнения йоги остаются непревзойденными. Особенность предлагаемого курса упражнений заключается в том, что он разработан выдающимся ученым и врачом Свами Шиванандой специально для людей, обремененных нехваткой времени, поскольку отнимает лишь 15 минут в день. В первой части книги приведены ценные теоретические сведения об анатомическом строении тела и физиологии человека. Особое внимание уделено таким важным вопросам, как сон, диета, голодание, половое воздержание (брахмачарья). Во второй части описано выполнение основных асан, мудр, бандх, крий и пранаям. В Приложении собраны материалы по духовному совершенствованию личности. Книга написана великим учителем йоги в присущей ему манере, соединяющей точность научного подхода, глубокую философию и поэтический стиль.
Диалоги из Упанишад. Познание своей души
Упанишады представляют собой самые древние священные книги Индии. Их значение для правоверных индуистов и религиозных философов трудно переоценить – они занимают такое же место, как Новый Завет в христианской догматике.
Несмотря на то, что они не содержат законченной системы взглядов, изложенные в них идеи дали толчок к развитию множества направлений в восточной философии (таких как Санкья, Веданта, Йога и др.). Удивительным образом, мы находим в них параллели также и с Христианством. Это наводит на любопытные размышления о единстве человечества.
Тем не менее, различия между Упанишадами и Библией существенны. Они заключаются прежде всего в том, что в них отсутствует антропоцентризм.
Даоская йога
Предлагаемое издание является второй книгой “Библиотеки Восточной Религиозно-мистической Философии” и представляет собой универсальное руководство по китайским и индуистским методам концентрации и медитации. Лю Гуань Юй, автору первых двух трактатов – “Секреты китайской медитации” и “Даоская Йога. Алхимия и Бессмертие”, получил от своих великих Учителей, даоских мастеров Ляо Жэня и Ляо Куня, указание рассекретить сокровенную методику “Собирания и преобразования в Жизненность и Духовность алхимического элемента для достижения Бессмертия”, – чтобы спасти грядущие поколения. В первом трактате подробно изложена и прокомментирована методика, впервые прозвучавшая из драгоценных уст Самого Будды Шакьямуни. Брахман Чаттерджи в брюссельских лекциях 1898 г.
Братство религий (Анни Безант)
С незапамятных времен люди ведут ожесточенные споры, доказывая ближнему истинность своей веры. Отстаивая свои принципы, они не замечают, что цель всех религий одна – помочь человеку достичь совершенства. Вести Человечество к познанию Истины. Религии призваны объединять, а не разобщать. И даны они были из одного Источника. И все они обладают единым сокровищем – знанием Бога! В книге приведены фрагменты из Священных Писаний различных народов, свидетельствующие о единстве всех великих религий мира.
Алхимия духа
В серии “Библиотека теософа” читателям предлагается широкий круг литературы, представляющей теософию нового времени, как течение оккультно-мистической философии, берущее начало в творчестве Е.П.Блаватской. Книги А.Безант, как непосредственного последователя Е.П.Блаватской и второго президента Теософского Общества, уже давно стали теософской классикой. В настоящее издание включены произведения, посвященные проблеме практического духовного пути теософа.
Древняя мудрость
Имя А.Безант – самой талантливой ученицы Е.П.Блаватской – хорошо известно всем любителям эзотерики. Книги, написанные ею, принадлежат к мировым бестселлерам. В этом сборнике объединены как самые знаменитые произведения А.Безант, так и работы, впервые переведенные на русский язык. А.Безант обладала талантом писать просто о самых сложных вещах. Именно поэтому ее книги легко и увлекательно вводят читателя в мир загадочной мудрости Востока, открытой западным странам нашей великой соотечественницей, Е.П.Блаватской.
Книги и статьи Виктора Бойко
Еще одна точка зрения на бессмертие (статья-комментарий на статью С.Агапкина Кайя-Кальпа – система продления жизни)
Йога – Искусство коммуникации (3-е издание)
Йога – Искусство коммуникации (4-е издание)
Практика в русле сутр Патанджали (статья)
Йога – Скрытые аспекты практики (аннотация)
Йога в вопросах и ответах. Материалы сайта
Йога в системном аспекте (статья)
Йога-нидра (статья)
Краткий анализ книги Б.К.С.Айенгара Комментарии к Йога-сутрам Патанджали (статья)
Критика чистой динамики (статья)
Синергетические аспекты классической йоги (статья)
Техника Мула-бандхи (статья)
7 лучших книг по йоге
Сила йоги. Асаны для повседневной жизни, секреты красоты и гармоничных отношений. Гуру Джагат
Гуру Джагат — современный учитель йоги, который актуализирует древние практики под нынешние реалии. Благодаря подробному руководству вы сможете не только начать постигать непростую науку с нуля, но и приумножить уже имеющиеся знания. Благодаря Кундалини-йоге вам удастся привести в порядок свой организм, приблизиться к фигуре мечты, а главное — найти баланс и гармонию в личных отношениях.
Кроме того, книга от гуру Джагат поможет вам взглянуть на йогу кардинально новым взглядом, ведь для того, чтобы заниматься полезными практиками, совершенно не обязательно посещать спортзал, — достаточно найти пару свободных минут в напряженном графике и немного свободного пространства дома, в офисе или в автомобиле.
Чакра-йога. Глубинный путь к духовному пробуждению. Анодеа Джудит
Знаете ли вы, как пробудить в себе энергию и получить доступ к высшему источнику силы? Анодеа Джудит подробно расскажет об этом в своей книге по Чакра-йоге. Вам предстоит узнать, что такое чакры и для чего они нам так необходимы, выучить несколько полезных асан и поближе познакомиться с магией мантр. Джудит составила руководство таким образом, чтобы оно оказалось полезным и для профессионалов, и для новичков в мире йоги. Кроме того, книга позволит вам заниматься самостоятельно, не тратя время на поиск подходящих групповых секций, ведь каждый этап сопровождается подробным описанием и фотографией. Позвольте душе и телу расслабиться и выйти на новый уровень жизни.
Наглядная йога. 50 базовых асан. Абигейл Эллсуорт
Если вы решили погрузиться в мир йоги и не знаете с чего начать, книга Абигейл Эллсуорт станет вашим проводником в мир совершенствования тела и души. Подробная инструкция к асанам поможет вам правильно выполнять и удерживать каждую позу, а также верно распределить нагрузку на мышцы. «Наглядная йога» посвящена в первую очередь физическим аспектам и прекрасно подойдет как поклонникам восточных практик, так и тем, кто просто мечтает всегда оставаться в отличной форме.
Йога-антистресс. Мягко успокаивает. Снимает тревогу. Роберт Бутера
Современный мир вынуждает человека находиться в постоянном нервном напряжении: работа, бытовые проблемы, непростая ситуация в мире — все это может стать серьезным поводом для стресса, перманентной усталости и депрессии. Авторы книги «Йога-антистресс» готовы поделиться с вами универсальными способами борьбы с эмоциональным выгоранием и тревогой. Набор несложных правил и упражнений поможет не только укрепить мышечную массу и наладить в организме естественные процессы, но и обрести утраченное спокойствие. Вы вновь полюбите себя, перестанете раздражаться по мелочам и начнете наслаждаться жизнью.
Йога. С чего начать. Инна Видгоф
Не знаете, с чего начать свое погружение в мир практик для души и тела? Тогда эта книга точно для вас. Инна Видгоф расскажет и покажет самые важные позы, а также подробно объяснит, на какие процессы в организме влияет каждая из них. Видгоф уверена, что заниматься йогой можно где угодно, ведь главное — ваше внутреннее состояние, а не внешняя атрибутика. Вам удастся всесторонне развить свое тело, побороть ежедневные усталость и стресс и, наконец, понять, действительно ли йога — это то, что вам нужно именно сейчас. Не бойтесь доверять своему телу — оно не умеет обманывать.
Тибетская йога дыхания. Эниен Ринпоче, Элисон Чоинг Зангмо
Давно известно, что буддийские монахи славятся своим долголетием. Отчасти в этом заслуга духовных практик. Йога, уверены обитатели Тибета, это не один путь, а много путей. Только в ваших силах выбрать, чем же станет это учение для вас — способом улучшить свое тело или познать новую философию. Определиться с тем, что же такое настоящая практика, помогут Эниен Ринпоче и Элисон Чоинг Зангмо. В их книге вы найдете уникальные упражнения от тибетских йогов, которые вы сможете выполнять в любом удобном для вас месте: дома, на природе или даже в машине.
Внутренняя инженерия. Путь к радости. Садхгуру
Йога — это не только умение скручиваться в самые замысловатые позы, но еще и настоящая философия, способная привнести в жизнь новый смысл. Садхгуру, учитель и духовный наставник, откроет для вас йогу с совершенно иной стороны. Мистик и коуч богатейших мировых компаний, он разработал «технологию радости» — систему, при помощи которой вам больше не придется тревожиться о вещах, приносивших огорчения всю сознательную жизнь. Учитель уверен, что ваше счастье зависит только от вас самих, остается только раскрыть в себе способность получать удовольствие от каждого нового дня и двигаться к своим мечтам, не обращая внимания на препятствия.
Притчи и истории ведической культуры
Их так много, что трудно выбрать, однако нам удалось собрать самые интересные, которые как нам кажется, прекрасно описывают йогу.
«Благословенны гибкие, потому что их невозможно поставить в неудобное положение». – Неизвестный
«Йога существует в мире, потому что все взаимосвязано». – Desikashar
«До того, как Вы попробуете йогу на практике, теория бесполезна. После этого – теория очевидна». – David Williams, преподаватель Аштанга
«Невозмутимая уравновешенность чувств называется йогой. Будьте начеку – йога приходит и уходит». – Katha Upanishad
bks-iyengarс
«Йога учит нас исцелять то, что не нужно терпеть, и терпеть то, что не может быть исцелено». – B.K.S Iyengar Айенгара
«Фотограф заставляет людей позировать для него. Инструктор йоги заставляет людей позировать для себя». – Т. Guillemets
«Коврик для йоги – это отличное место, чтобы сменить направление движения, когда разговоров с психотерапевтом и антидепрессантов недостаточно». – Amy Weintraub
«Занимаясь йогой, я могу оставаться достаточно гибкой, чтобы пнуть свою собственную задницу, если это необходимо». – Betsy Canas Garmon
«Йога – это источник молодости. Вы настолько молоды, насколько гибок Ваш позвоночник». – Bob Harper
«Йога дает прекрасную возможность узнать, кто ты есть». – Jason Crandell
«Тело – это Ваш храм. Содержите его в чистоте, ведь там живет Ваша душа». – B.K.S. Iyengar, Yoga: The Path To Holistic Health
«Практикуйтесь, и все придет». – Desikashar
Namaste-Yoga
«Благодаря практике йоги мы обнаруживаем, что забота о счастье и благополучии других людей, а также животных, должна быть неотъемлемой частью поиска собственного счастья и благополучия».
«Вы не можете “заниматься” йогой. Йога является вашим естественным состоянием. Что Вы можете делать, так это упражнения йоги, которые могут указать Вам, где именно Вы сопротивляетесь своему естественному состоянию». – Sharon Gannon
«Вы не всегда можете контролировать происходящее вокруг. Но Вы можете держать под контролем то, что творится внутри Вас». – Wayne Dyer
«Самые важные элементы, необходимые для занятий йогой – это Ваше тело и Ваш разум». – Rodney Yee
«Йога – это древняя, но совершенная наука, которая рассматривает эволюцию человечества. Эволюция включает все аспекты бытия, от телесного здоровья до самореализации. Йога означает союз – союз тела с сознанием и сознания с душой. Йога помогает в достижении гармонии в повседневной жизни и наделяет мастерством справляться с любой ситуацией». – B.K.S. Iyengar
«Вся прелесть в том, что люди приходят в йогу за гибкостью, а уносят с собой намного больше». – Liza Ciano
Фото: Discount Club YogaMarket
«Медитация дает мудрость, недостаток внимания себе оставляет в неведении. Важно понять, что ведет Вас вперед, а что тормозит, и выбрать путь, который ведет к мудрости». – Buddha
«Если я теряю равновесие в позе, я вытягиваюсь вверх, и Бог снисходит, чтобы поддержать меня. Это работает всегда, и не только в йоге». – Т. Guillemets
«Поза воина помогает победить внутреннюю слабость и сфокусироваться. Вы понимаете, что внутри наступил мир. Вы на своей стороне, Ваша сила в Вас самих». – Terri Guillemets
«Поза дерева “выращивает” уверенность в себе». – Terri Guillemets
«Йога не удаляет нас от реальности и ответственности в повседневной жизни, а скорее дает твердую почву под ногами и практическую решительность. Мы не выходим за пределы нашей жизни, а возвращаемся к жизни, которую мы оставили в надежде на что-то лучшее». – Donna Farhi
india_yoga
«Если Ваше сострадание не распространяется на самого себя, оно неполное». – Jack Kornfield
«Разум – это Ваш инструмент. Учитесь быть его хозяином, а не рабом». – Неизвестный
«Йога как наука – это не просто научный алгоритм. Это практическое руководство для жизни, постигаемое момент за моментом, мысль за мыслью». – Leonard Perlmutter
«Бессмысленно заниматься слишком часто – если музыка звучит по радио, еще не значит, что Вы ее слушаете. Но если Вы делаете что-то вдумчиво – это касается не только йоги – тогда начинаются перемены. Ваше мысленное присутствие все меняет». – Mariel Hemingway
Определение доминирующего элемента в дыхании
Каждому элементу присущи свои форма, цвет, вкус, направление, продолжительность в дыхании. Опытный практик может определить доминирующий элемент, анализируя свои ощущения. Благодаря этому он приводит элементы в гармонию.
Методы анализа тонких ощущений (танматр).
Первый метод:
Вслушиваясь в тонкие ощущения, йогин определяет, какая таттва доминирует:
~ тонкий запах соответствует элементу земли,
~ тонкий вкус соответствует элементу воды,
~ тонкое видение соответствует элементу огня,
~ тонкие осязательные ощущения соответствуют элементу ветра,
~ тонкие звуки в теле соответствуют элементу пространства.
Если йогин выполняет тратаку (пристальную концентрацию на точку или пламя свечи), он может увидеть цвет доминирующего элемента в своем теле.
«Когда кто-либо смотрит в точку, знание элементов откроется ему как цвета: желтый, белый, красный, темно-синий, смешанный».
«Шива Свародайя» (151)
Второй метод:
«закрытие шести врат» (шанмукхи-мудра)
«Закройте рот, ноздри, глаза и уши пальцами и осознайте, какая сущность внутри вас самая активная. Это шанмукхи-мудра».
«Шива Свародайя» (382)
«Заткните большими пальцами уши, нос — третьими пальцами, рот — четвертыми и пятыми пальцами, а глаза — вторыми.
Во время практики будет периодически проявляться природа пяти элементов (земля и т.д.) в цветах: желтый, белый, красный, синий, и совокупность всех цветов.
Желтый цвет означает землю, белый — воду, красный — огонь, синий — воздух, смесь цветов — эфир».
«Шива Свародайя» (150 — 152)
1. Сделайте шанмукхи-мудру: закройте уши большими пальцами рук, глаза — обеими указательными пальцами, ноздри — средними пальцами, верхнюю губу — безымянными и нижнюю губу — мизинца ми. Пальцы не должны давить.
2. Анализируйте цвета и видения, которые всплывают на умствен ном экране (чит-акаше):
~ увидеть желто-золотой куб, ощутить сладкий вкус означает, что в теле доминирует прана земли,
~ увидеть белый полумесяц, ощутить вяжущий вкус — доминирует прана воды,
~ увидеть красный треугольник, ощутить жгучий острый вкус во рту — доминирует прана огня,
~ зеленый круг и ощущение кислого указывает на то, что доминирует прана воздуха,
~ увидеть цветные точки и во рту ощутить горькое — доминирует прана элемента пространства.
Третий метод:
Наблюдение элементов с помощью дыхания на зеркало.
«Выдыхая на зеркало, вы можете увидеть форму таттвы дыхания. Четырехугольник, полумесяц, треугольник, круг или множество маленьких точек указывают на специфический элемент, который является активным».
«Шива Свародайя» (153 — 154)
Нужно взять чистое зеркало и поднести к ноздре, которая открыта, сделать обычный выдох. Проявившийся испаряющийся след на зеркале укажет на доминирующий элемент.
Четвертый метод:
Анализ активного дыхания в ноздрях.
«Если дыхание проходит по центральной части активной (дышащей) ноздри, то оно обладает качеством земли, если по нижней части — воды, если по центру — огня, если оно движется по наклонной, по сторонам — воздуха, если течет кругами — эфира.
Земные потоки — в середине, вода — внизу, огонь — вверху, а воздух — под углом. Когда все потоки свары сливаются, активизируется эфир».
«Шива Свародайя» (154, 155)
В этом методе исследуется течение воздуха по активной ноздре.
Время действия каждой таттвы и типы дыхания
Поскольку элементы связаны с чакрами, которые образованы переплетением тонких нади в разные фигуры, то дыхание имеет форму, которую можно определить с помощью зеркала.
Во время действия иды и пингалы пять элементов проявляются по отдельности. Каждый час, когда действует ида, и следующий во время пингалы, они проявляются в таком порядке: воздух, огонь, земля, вода.
1. Элемент земли — 20 минут, дыхание медленное, теплое, сопровождается глубоким вздохом из центра груди, активна муладхара-чакра.
2. Элемент воды — время действия около 16 минут. Дыхание быстрое, с шумным вздохом, ощущается как холодный поток.
3. Элемент огня — время действия около 12 минут. Ощущается как очень горячее дыхание.
4. Элемент воздуха — его действие длится около 8 минут, дыхание ощущается либо горячим, либо холодным.
5. Элемент пространства — его действие длится около 4 минут. Обладает всеми качествами других элементов.
За 60 минут элементы в теле проявляют активность, а затем уменьшают ее по очереди. Поток дыхания (свара) каждый час меняется на другую ноздрю.
Длина дыхания и действие элемента
При элементе земли дыхание выходит на двенадцать пальцев.
При элементе воды дыхание выходит на шестнадцать пальцев.
При элементе огня дыхание выходит на четыре пальца.
При элементе воздуха дыхание выходит на восемь пальцев.
При элементе пространства дыхание выходит на двадцать пальцев.
Действие элементов в повседневной жизни
Учитывая течение элементов, йогин может гармонично существовать в мире и добиваться своих целей.
Когда в уме йогина преобладает движение потока элемента пространства, ум йогина погружен в Пустоту без качеств. Если этот поток проявляется во время активности сушумны, йогин может сделать прорыв к Просветлению и войти в самадхи.
Когда активна земля, полезно заниматься долгосрочными практиками. Доминирование воды дает сиюминутный успех, огонь влияния не оказывает, а если активна пингала — является разрушающим.
«Когда силен элемент земли, следует делать дела, дающие стабильный результат, когда вода — дающие сиюминутный результат, когда огонь — активные грубые действия, когда воздух — разрушающие и уничтожающие.
Во время пространства не нужно делать ничего кроме йоги, все другие действия бесполезны».
«Шива Свародайя» (160 — 161)
«Земля дает мирской успех, вода — сиюминутную выгоду, воздух и огонь — разрушают, пространство все делает безрезультатным».
«Шива Свародайя» (163)
«В состоянии земли приходят мысли о корнях и основе, в воде и ветре — заботы о жизненных событиях, в огне — о составных элементах тела, в пространстве — Пустота и отсутствие забот».
«Шива Свародайя» (180)
Элементы и стороны света
Зная направление элементов, можно менять свою судьбу, состояние ума и праны с помощью путешествий или смены места обитания. Ориентируясь или двигаясь в определенном направлении, йогин активизирует элемент этого направления: земля — восток-запад; вода — запад-восток; огонь — юг; воздух — северное направление; пространство — промежуточные углы.